Вверх
A
A
A
Текст
Текст
Текст
Обычная версия
Вверх
К юбилею создания произведения Г.И.Семирадского «Портрет римлянки»
ГлавнаяНовости

В постоянной экспозиции Государственного художественного музея можно полюбоваться «Портретом римлянки», созданным Генрихом Ипполитовичем Семирадским (1843-1902) 130 лет назад.

Генрих Семирадский был сыном польского дворянина, служившего на юге России полковым врачом. Дети воспитывались в национальном польском духе, а дом Семирадских был культурным средоточием местной польской интеллигенции. В харьковской гимназии Генрих встретил своего первого и главного учителя рисования - Дмитрия Ивановича Безперчия, ученика Карла Брюллова. По настоянию отца Семирадский закончил Харьковский университет, защитив в 1864 году диссертацию на тему «Об инстинктах насекомых», а затем поступил в Императорскую Академию художеств, которую закончил в 1870 году с Большой золотой медалью и званием классного художника I степени.

Во время пенсионерской поездки в Италию художник был очарован Римом. Добившись известности, в начале 1880-х годов он выстроил себе виллу почти в центре вечного города. В римских путеводителях дом Семирадского был указан как одна из местных достопримечательностей: художник принимал публику два дня в неделю. На узкой улочке толпились коллекционеры и представители царских семей, польские магнаты и русские меценаты, художники и поэты - все торопились полюбоваться новыми картинами. Просторная мастерская с прекрасным освещением была разделена на две части. В первой, парадной, Семирадский принимал заказчиков и гостей, здесь же были выставлены его готовые картины. Во второй части все было устроено для работы, в том числе смонтированы специальные механизмы для подъема больших полотен.

Хотя во второй половине XIX века изобразительное искусство активно развивалось в самых различных направлениях, Генрих Семирадский всегда оставался сторонником академического классицизма. Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выбору тем, импрессионисты называли его академические приемы «восставшим из гроба призраком», а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой. Его излюбленными темами были сюжеты античной истории и раннего христианства; художник тяготел к монументализму, многоплановости композиций, игре красок и светотени.

За год до создания «Портрета римлянки» Семирадский завершил картину «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889 г.). «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени …», - писал Генрих Семирадский о новой картине. Картину приобрел император Александр III за тридцать тысяч рублей. Вначале она находилась в Русском отделе Эрмитажа, а затем, при образовании Русского музея, была передана в его коллекцию.

Необычайная популярность этой картины способствовала многочисленным заказам у художника камерных холстов с изображениями «античных жанров». Выйдя из его мастерской, они поселялись во дворцах русской и польской знати, в буржуазных гостиных и профессорских кабинетах.  

«Римлянка» Генриха Семирадского, ныне находящаяся в экспозиции Государственного художественного музея в Ханты-Мансийске,  представляет нам образ «ожившего антика». Прекрасное лицо, подсвеченное мягкими переливами света, лишено индивидуальности характера, но позволяет любоваться классической римской красотой, построенной на выверенной гармонии пропорций. Золотые украшения воссозданы с исторической точностью: диадема с чеканным рельефом, ожерелье с крупными рубинами, топазом, изумрудом и сапфирами, длинные серьги с большими жемчужинами представляют знатную женщину. Бирюзовая туника из драгоценного шелка изящно драпирует фигуру. Вероятно, образ  Фрины, афинской гетеры, натурщицы Праксителя и Апеллеса, волновавшей воображение художника,  нашел отражение и в этом портрете.

Надежда Сухорукова,  главный хранитель музейных предметов

Фотоотчёт