Вверх
A
A
A
Текст
Текст
Текст
Обычная версия
Вверх
К юбилею произведения Ф.А.Малявина «Автопортрет с женой и дочерью»
ГлавнаяАфиша

Одним из самых ярких произведений, представленных в постоянной экспозиции Государственного художественного музея, является монументальное полотно Филиппа Андреевича Малявина «Автопортрет с женой и дочерью», созданное художником 110 лет назад.

В русской художественной культуре живопись Ф. А. Малявина (1869-1940) всегда стояла особняком, поскольку не соотносится ни с одним направлением. В своем искусстве Малявин, сохранив реалистическую манеру, соединил стилистику модерна с приемами импрессионистов, наполнил живописный контекст драматургией экспрессионизма.

Уроженец села Казанки (нынешняя территория Оренбургской области), сын многодетного крестьянина, Филипп Малявин очень рано начал проявлять склонность к искусству, рисуя угольком на всех поверхностях. Шестнадцатилетним подростком Филипп ушел за афонским монахом-иконописцем, навещавшим родственников неподалеку. Средства на дальний путь в Грецию односельчане собирали сообща – настолько велика была их вера в подрастающий талант.

Так Малявин становится послушником в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне. С 1885 по 1892 год он прилежно трудится в иконописной мастерской, соблюдая строгий монастырский устав. Но мирное течение аскетической жизни прерывается знакомством со скульптором Беклемишевым, заехавшим на Святую гору во время своего европейского вояжа. Тот был настолько впечатлен работами Малявина, что убеждает монашескую братию дать иконописцу вольную, а затем устраивает его поступление в Академию художеств в Петербурге и даже селит на первое время в своих апартаментах. Удивительно, что обучение Филипп Малявин начал даже не имея начального образования.

Уже во время академического курса Малявин находит тему всей жизни: монументальные полотна-панно, написанные в экспрессивной живописной манере, целиком и полностью посвященные среде, которую он знал лучше всего, – русскому крестьянству.

Неожиданный для окружающих интерес Малявина к салонной живописи, возможно, был вызван влиянием супруги, его сокурсницы, одесской мещанки Наталии Новак-Савич. Именно она с дочерью Зоей изображена на «Автопортрете», который Филипп Малявин писал в своем имении в Рязанской губернии. К тому времени он был прославленным мэтром, академиком и модным портретистом петербургского света. В картине явно прослеживается заимствование из композиции «Менины» Веласкеса. В начале 1911 года живописец выставил эту работу на VIII выставке Союза русских художников, однако она не имела успеха. После этого Малявин до 1916 года прекратил показывать свои работы.

После революции 1917 года Малявин пытался приспособиться к новым реалиям. Некоторое время занимался культурно-просветительской деятельностью среди народных масс, устроил открытие картинной галереи в Рязани и преподавал в свободных художественных мастерских. Но, как и многие люди искусства того времени, в 1922 году он эмигрировал сначала в Берлин, а затем в Париж и Ниццу, которая стала его последним пристанищем. «Автопортрет» художник увез с собой.

В 1940 году Филипп Малявин оказался в оккупированном Брюсселе, где его арестовывали по подозрению в шпионаже. Гестаповский офицер, оказавшийся ценителем искусства, отпустил семидесятилетнего старика, которому пришлось проделать путь из Бельгии во Францию пешком, что истощило подкошенного арестом художника. Сразу же по возвращении в Ниццу Малявин попадает в клинику, но уже не покидает ее стен живым.

Дочь художника в конце 1940-х годов продала «Автопортрет с женой и дочерью»  на аукционе «Сотбис». Спустя полвека произведение вновь было продано и поступило в собрание Ханты-Мансийской галереи Фонда поколений, ныне – в Государственный художественный музей Югры. Картина вернулась в поле зрения публики и исследователей, став частью Музейного фонда Российской Федерации.

Надежда Сухорукова, главный хранитель музейных предметов

Фотоотчёт