Вверх
A
A
A
Текст
Текст
Текст
Обычная версия
Вверх
Геннадий Райшев: «Война издалека»
ГлавнаяНовости

Галерея-мастерская Г.С. Райшева, филиал Государственного художественного музея Югры, с 4 мая проводит онлайн-проект выставки ГЕННАДИЙ РАЙШЕВ: «ВОЙНА ИЗДАЛЕКА» к 75летию Победы в Великой отечественной войне. Цикл онлайн-публикаций, размещенных на сайте и в соцсетях Галереи, завершится 16 мая в Музейную ночь.

Выставка будет открыта для посетителей после снятия карантина. Сейчас с ней можно познакомиться по ссылке: http://galmr.ru/      https://vk.com/gallery_raishev

«Все, что я пишу – это моя память о том, что было»

                                                                          Геннадий Райшев

К теме войны Геннадий Степанович Райшев, член-корреспондент РАХ, возвращается постоянно. Это связано с памятью детства и вместе с тем с размышлениями художника о войне как явлении. Все пропущено им через жизнь на конкретном «бугорке земли» - селении Сивохребт Ханты-Мансийского района, где проходило детство, через память о том, «как уходили на фронт, о трагических судьбах и радости встреч». Вместе с тем эта «война издалека» (название одноименной картины) - часть той общей отечественной и мировой войны, которая у Райшева показывается как народная.  Отдаленность, географическая и временная, эту народную суть войны особенно ярко высвечивает.

Программный сюжетный мотив о войне связан с монументальной композицией «Пароход Пономарев», в разном прочтении, начиная с 1970-х годов. «…Пароход, увозящий людей на войну. Из нашего селения увозили на промысловом катере, который для меня, ребенка, запомнился огромным. Его заполнили полностью, было так много людей, что катер качался с одной стороны на другую. Гармонист играл прощальную музыку. Это состояние проводов как монументальное, трагическое явление запечатлелось в моей памяти и в картинах. …Условные люди, машущие руками, гармонист, удаляющийся от нас. А потом это все превращается в ритм, в состояние толпы, которое уходит вместе с этим пароходом».

На выставке много портретных образов близких людей - родственников и земляков. Один из них в картине «Опаленный войной». «Здесь мой дядя Конев Иван. Он пришел с фронта во второй год войны, побыл десять дней и потом ушел навсегда. Весь   он пропитан этой войной, краснотой этих взрывов, а глаза совершенно светлые. Таким он запомнился мне, когда мы его встречали».

Образы собственного детства воссозданы в сюжетах «Чугунок картошки», «Мать». «Это наше детство: чугун картошки, и мы, дети, рады – на ней мы жили - на картошке и соленой рыбе».

Много работ написано Райшевым по песенным мотивам, - «они сразу дают образ». «Вот кто-то с горочки спустился» – целая серия картин связана с этой послевоенной песней.  «У нас селение тоже было на высоком яру, и слова этого песенного мотива близки жизненной ситуации. Здесь мой дядюшка Александр Конев возвращается с войны к своей возлюбленной.  В силу того, что я преобразовывал это с художественной точки зрения, все выходит символическим».

Глубоко личностные и вместе с тем философские произведения художника обращены к широкой аудитории зрителей – от «детей войны», свидетелей того времени, до детей нашего времени. Лейтмотив выставки связан с размышлениями автора о войне на планете Земля и ее разрушительной природе («Покинувшие поля», «Вернувшийся с войны», «Воспоминания детства»).

В состав выставки входят избранные произведения мастера разных лет, включая созданные недавно. В ходе подготовки записаны воспоминания автора, уточнены биографические сведения и атрибуция работ; готовится издание каталога-буклета.

Н.Н. Федорова

 куратор проекта, член АИС, член СХ России

Фотоотчёт