Вверх
A
A
A
Текст
Текст
Текст
Обычная версия
Вверх
Картина из фондов Государственного художественного музея отправляется на выставку в Москву
ГлавнаяАфиша

В ноябре  2020 года в Центральном выставочном зале «Манеж»  состоится XIX церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь», организуемая Патриаршим советом по культуре. Это не просто выставка, показывающая различные эпизоды истории нашей страны, но и своего рода исследование, демонстрирующее, какие события в разные эпохи привлекали наибольший интерес художников и представлялись им наиболее значимыми.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Государственная Третьяковская галерея, осуществляя научное сопровождение проекта, пригласили к участию музеи России, в коллекции которых есть наиболее яркие исторические полотна.

Государственный художественный музей Югры представит на выставке произведение художника-передвижника Николая Васильевича Неврева «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1876 г.). Картина, которую художник написал  для конкурса, объявленного Адрианом Викторовичем Праховым в связи с основанием в Москве Исторического музея, экспонировалось на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге и Москве  в 1881 г.

История иллюстрируемого художником события из Смутного времени России полна интриг и загадок. В 1604 г. в имении польского магната Адама Вишневецкого под городом Самбором (Западная Украина) появляется человек, называющий себя царевичем Димитрием, сыном Иоанна Грозного. В Москве считали, что этот самозванец в действительности монах-расстрига Григорий Отрепьев. Вишневецкий, воспользовавшись таким «удачным» обстоятельством и военной поддержкой короля Польши Сигизмунда III, готовит поход на Москву. Поход начался осенью 1604 г., и уже в июне 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву. Перед тем как направиться в Речь Посполитую, Григорий Отрепьев побывал в монастыре у Марфы Нагой, матери царевича Димитрия, которая якобы отдала ему единственную сохранившуюся у нее реликвию погибшего сына — наперсный крест. Его и показывает Лжедмитрий Вишневецкому как доказательство того, что он настоящий царевич. Стоящий за спиной Вишневецкого польский ксендз — представитель католической церкви, которая была заинтересована в походе на Москву для установления на Руси католичества.

Интересно, что до 2001 г. местонахождение этого полотна Н. И. Неврева было неизвестно исследователям. Произведение было приобретено в коллекцию Фонда поколений Ханты-мансийского автономного округа в результате закупки в антикварном салоне в Санкт-Петербурге и в 2011 г. поступило в собрание Государственного художественного музея. Участие этого произведения в масштабном всероссийском проекте, несомненно, способствует повышению статуса нашего собрания в глазах российского культурного сообщества и представит Государственный художественный музей в ряду с крупнейшими музеями России. 

Надежда Сухорукова, главный хранитель музейных предметов

Фотоотчёт