Художник и море. К 200-летию И.К. Айвазовского
ГлавнаяАнонсы

В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения знаменитого мариниста И.К. Айвазовского (1817-1900). И.К. Айвазовский был художником романтического направления, посвятившим свою жизнь воспеванию морской стихии. В собрании Государственного художественного музея Ханты-Мансийска есть два его произведения - «Раннее утро на берегу моря (Приморский вид)» (1850-1860-е) и «Ночной Константинополь» (1886). «Приморский вид» характерен для  творчества Айвазовского 1840-1860-х.  Изображено, вероятно, побережье Крыма. Аналогом является пейзаж «Вид Крыма при закате солнца» (1862) из Русского музея. Картина «Ночной Константинополь», приобретенная Фондом поколений на аукционе Sotheby’s (Лондон) в 1996, а в 2011 переданная в Государственный художественный музей, тематически связана с циклом видов Стамбула, к которым художник обращался в течение многих лет. В 1870-е Айвазовский был представлен турецкому султану Абдул Азизу и написал по его заказу серию полотен с видами Стамбула, за что был награжден высшим турецким орденом.

На выставке представлен также небольшой пейзаж Филиппа Таннера, у которого Айвазовский некоторое время учился. В 1835 по личному приглашению Николая I Таннер прибыл в Петербург, где сыграл немалую роль в становлении молодого И.К.Айвазовского. В начале 1836 он взял молодого художника себе в помощники и обучил его приемам написания воды. Лев Лагорио, сын неаполитанского консула в Феодосии, был учеником Айвазовского. На выставке экспонируется его «Вид на Тифлис» (1831). Таким образом, во время экскурсий можно говорить о преемственности традиций, сопоставляя живопись Айвазовского, его учителя и его ученика.

В XIX столетии жанр марины (морского пейзажа) был очень востребован ценителями искусства. На выставке «Художник и море» представлен целый ряд авторов, снискавших известность на этом поприще: А.П. Боголюбова, А.Н. Мордвинова, А.В. Гине и др. 

Одним из самых значительных мастеров был Алексей Боголюбов. Бывший морской офицер, он поступил в Академию художеств уже зрелым человеком. Его кумиром был Айвазовский, и основная часть произведений Боголюбова посвящена морю. В небольшом произведении «Шторм. Причал» изображен Трепор – небольшой городок в Северной Нормандии. Произведения Боголюбова пользовались популярностью, и с них нередко еще при жизни художника писались копии. Художник Леонид Блинов копировал картины Боголюбова, и, вероятно, картина из Ханты-Мансийского музея «Фрегат «Разбойник» покидая порт Гавр, салютует французскому флоту» (кон. XIX в.) является одним из выполненных им повторений.

Выставка  «Художник и море. К 200-летию И.К. Айвазовского» организована на материале фондов Государственного художественного музея, но она дополнена произведениями великого мариниста, предоставленными Феодосийской картинной галереей имени И. К. Айвазовского (Крым). Они демонстрируются на выставке с помощью средств мультимедиа, создавая у посетителя более полное впечатление о творчестве художника. Экспозиция включает модели парусников из фондов историко-бытовой коллекции и коллекции по истории техники музея Природы и Человека. Таким образом, выставка «Художник и море», организованная Государственным художественным музеем, во многом стала результатом сотрудничества с другими музеями.