Открытие выставки «В.А. Игошев. От реализма к импрессионизму»
ГлавнаяНовости

            28 июня 2017 года начала работу выставка из фондов музея «В.А. Игошев. От реализма к импрессионизму».

            Знакомство с экспозицией выставки начинается с графических зарисовок художника, выразительно передающих характерные черты человека, или понравившийся пейзажный мотив. Умение превосходного рисовальщика было «отшлифовано» Владимиром Игошевым не только на многочисленных пленэрах и в путешествиях, но и на фронте, где он между боями рисовал своих однополчан.

            На выставке можно увидеть и небольшой портрет самого Владимира Игошева, сделанный вьетнамским художником в 1971 году, во время творческой командировки Игошева во Вьетнам для создания цикла работ «Борющийся Вьетнам». В 1977 году у художника была персональная выставка в Токио. Воспоминанием о поездке является портрет японки.

            В пространстве экспозиции зрители увидят много разных уголков мира, которые запечатлел художник. В период 1951 по 1968 годы, после окончания Суриковского художественного института художник работал в Свердловском отделении Союза художников, преподавал в Уральском политехническом институте и Уральском филиале Московского архитектурного института. Одним из творческих заданий того времени было создание картины на тему только начавшего развиваться туризма.

            В 1960 году у художника состоялась поездка в Монгольскую народную республику, где, вероятно, был написан этюд «Туристы» – солнечный мотив с молодыми людьми, поднявшимися на высоту,  позволяющую обозревать вершины гор. Художник передал чувство восхищения, охватившее группу туристов перед открывшимися далями Здесь уже появляются декоративные приемы в живописи художника.

            Романтический настрой начала 1960-х мы видим в этюде «В Хосте». Изображен уголок парка в курортном поселке на берегу Черного моря. Молодой человек с букетом цветов слегка опирается на балюстраду. Легкая голубизна моря и безмятежное небо приоткрываются сквозь заросли высоких деревьев.       

            Этюд «В Крыму» написан художником в зрелом возрасте, ему было 62 года. Серебристое состояние холодной зеленоватой воды и нежно-голубых скал сопоставлены с приглушенными тонами зелени. Все построено на тонких цветовых нюансах гаснущего дневного освещения перед надвигающимися сумерками.

            Пейзаж «На Ангаре», 1962 года словно светится изнутри, благодаря холодной зеленоватой воде и нежно-голубым скалам противоположного берега реки. Задача передать излучение света от поверхности станет главным в художественных поисках Игошева.

            Вид небольшого селения представлен в работе «В Абхазии», 1960 год. Художник ведет нас от тепла обыденной жизни к сияющим снежными шапками вершинам, сопровождающими жизнь гордых людей этого края.

            Завораживает гуашь «Рыбачьи амбары», 1964 год. Песчаный берег с развешенной сетью излучает свечение в сочетании со сложным цветом серо-зеленых амбарчиков, матовым темным небом и рекой. Голубые блики на крышах амбаров усиливают благородную красоту серого и желтого цветов, использованных художником в этом незамысловатом мотиве.

            В 1968 году художник из Свердловска  переехал в Москву.

            Мотив ранней зимы в Подмосковье представляет полотно «Окрестности Горок», 1987 год., написанный в уже сложившейся у художника свободной импрессионистической манере нанесения цветовых пятен. Блики оранжевого и синего цвета, прорывающиеся сквозь хвойные деревья заднего плана, и освещенные стволы берез создают радостное настроение и придают сказочность пейзажу. Игошев умел увидеть красоту в самых привычных уголках природы. Снег, припорошивший траву, заставляет сиять живопись ярче.

            Останавливает взгляд небольшой этюд «Забытое». Из серии «500 Хиросим», 1969 года, передающий безысходность и давящее состояние разоренной и разрушенной в советское время крестьянской жизни. Покосившиеся домики безжизненной деревни, грузовик, уезжающий прочь по разбитой колее, оставляя за собой месиво грязи, силуэт старушки с палкой, стоящей у дороги, передают, словно физическое, страдание художника, выросшего в крепкой и дружной крестьянской семье.

            В 1966 году В. А. Игошев побывал в Индии и Пакистане, несколько раз в разные годы был Италии. Очевидно, у него была возможность побывать и на Крите в г. Ираклионе, откуда он привез этюд цветущих деревьев со скользящим вдоль каменной стены солнцем. Зрители увидят великолепную по своему цветовому и композиционному благородству пастель 1967 года «У старого храма. Индия».

            Зрители впервые увидят этюды «На улицах Калькутты» и «Продавец фруктов», представляющие персонажей, словно сошедших со страниц восточной сказки. Этюды написаны свободно, яркими красками, но состояние вечера и глубокие тени создает ощущение таинственности, закрытости этого мира. 

            В последние творческие годы художник в московской мастерской создает по памяти пейзажи, портретные образы, в которых мы видим не просто импрессионизм, но и своеобразный пуантилизм – нанесение мозаики цветных мазков мелкими ударами кисти. Удивительный сказочный мир предстает перед нами – снег и ели сплетаются в тонкий ажур. Лаконизм в технике передает легкость и свободу художника, который может поэтизировать мир.

            Прекрасным завершением выставки является картина «Мечтатели». Долгие переезды на оленях, песни, сказки накладывают своеобразный отпечаток созерцательности на лица детей, формируют внимание и любовь к миру. Натюрморт с развешенными для просушки сетями, портрет оленевода, написанный с добрым юмором и милый образ северяночки завершают зрительный ряд выставки.

Надежда Сухорукова,

заведующая

Домом-музеем народного художника СССР В.А. Игошева,

куратор выставки