«Земля-вода»
ГлавнаяАфиша

С  8 июля по 28 августа в Государственном художественном музее работает выставка русского искусства из фондов музея «Земля-вода»

Коллекция русской живописи в собрании Государственного художественного музея имеет большое художественное и историческое значение, она позволяет познакомиться с художниками разных эпох, проследить развитие изобразительного искусства в России на протяжении нескольких столетий. На выставке «Земля-вода» представлен русский пейзаж XIX - середины XX века из фондов Государственного художественного музея.

Пейзаж как самостоятельный жанр сложился в России в XVIII веке, но настоящий расцвет его приходится на середину и вторую половину XIX века – время, которое по праву называют «золотым веком русского искусства». Эта эпоха подарила миру таких художников как И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов и многие другие.

Очень редкими в середине XIX века были изображения зимнего города. Одной из таких картин является «Выезд пожарной команды» (1858) Г.С. Дестуниса (1812-не ранее 1875). Дестунис чаще работал в графике, но на выставке в Академии художеств в 1875 году были показаны пять его живописных произведений.

В первой половине и середине XIX века тон задавала Академия художеств, бывшая тогда центром художественной жизни страны. Основой обучения была эстетическая система, основанная на принципах классицизма. «Берег моря» (1859), ранняя работа А.В. Гине (1830-1880), написанная во время обучения в Академии художеств, характерна для академического пейзажа. Она была создана после поездки Гине вместе с И.И. Шишкиным на остров Валаам. Возможно, именно за написание этого полотна Гине в 1859 году получил большую серебряную медаль.

И.И. Шишкина (1832—1898) можно считать родоначальником русского национального пейзажа. Современники называли художника «богатырем русского леса». Он писал, что «природу должно искать во всей ее простоте – рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы». Эти художественные принципы нашли воплощение в небольшом раннем пейзаже «Хутор у ручья» (1860-е).

Во второй половине XIX века в ходе развития нового изобразительного языка художники особое внимание уделяли освещению. Эффектами освещения увлекался К.Я. Крыжицкий (1858-1911), и его «Зимний пейзаж со стогами» (1894) великолепно их демонстрирует: зимнее солнце освещает заснеженные стога, деревенские хаты, ведущую в глубину дорожку, а первый план позволяет полюбоваться звонкой белизной деревенского снега.

В собрании музея есть несколько произведений Б.М. Кустодиева (1878–1927), и каждое из них по-своему характеризует его творчество. «Вид из окна Академии художеств» (конец 1890-х – начало 1900-х) представляет собой натурный этюд, который отличается живописной свободой и пленэрной, импрессионистической манерой. Это ранняя работа художника, выполненная в годы ученичества, но в ней уже чувствуется рука мастера.

Представлен на выставке и классик отечественного пейзажа В.Д. Поленов (1844-1927). В начале 1890-х он начал строить себе усадьбу на берегу Оки, недалеко от Тарусы. После завершения строительства он жил там каждое лето, а последние десять лет жизни безвыездно. Здесь художник писал широкие эпические виды величественной реки, мерно и величаво несущей свои воды, и здесь был создан небольшой пейзаж «Осень на большой реке (Осень на Оке)» (1910-е-1920-е).

Великий мастер пейзажа Исаак Левитан сказал: «Живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Пишите по-русски, как видите. Зачем подражать чужому, ищите свое». Каждое из произведений, представленных на выставке «Земля-вода», несет в себе отражение индивидуальности автора, сохраняя для зрителя давно исчезнувшее мимолетное состояние природы.

 

Адрес: ул. Мира, 2, Государственный художественный музей

Телефон: (3467) 33-09-45

E-mail: ghm-pr@mail.ru

Вход платный: взрослый билет – 40 руб., детский – 20 руб.