IT в культуре
ГлавнаяНовости

8-9 июня Государственный художественный музей принял участие в специализированной выставке «Информационные технологии для всех», проводимой в рамках VIII Международного IT-Форума c участием стран БРИКС и ШОС. Как сообщают организаторы, ханты-мансийский Международный IT-Форум зарекомендовал себя как площадка для обсуждения конкретных прикладных проектов и определения целеполагания в вопросах интеграции цифрового пространства стран-участниц. На форуме рассматриваются и представляются наиболее актуальные направления развития информационно-коммуникационных технологий, обсуждаются практические проблемы, происходит поиск инструментов для продвижения новых технологических трендов.

 

Новые технологии и телекоммуникации оказали значительное воздействие на облик культуры Ханты-Мансийского автономного округа. Сегодня на первый план выходят процессы просвещения граждан, особенно детей и молодежи. Повышенное внимание уделяется творческому развитию и созданию на всей территории Югры качественной культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.

 

Наиболее радикальным изменениям в последние годы подверглась деятельность музейной отрасли, освоившей виртуальное пространство и технологические достижения. Музеи Югры, идя в ногу со временем и соответствуя тенденциям современности, осваивают информационные технологии. Комплекс работ по информатизации музейной отрасли реализуется на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 ноября 2015 года N 398-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 427-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы».

 

Государственный художественный музей также решает актуальную и комплексную задачу по разработке музейного информационного продукта средствами мультимедиа.

 

В 2016 году Натальей Голицыной, зав. научно-экспозиционным отделом, разработан мультимедийный образовательный проект «Костюм в России XVIII-XIX веков в живописи и графике из фондов Государственного художественного музея». Занятие позволяет детям младшего и среднего школьного возраста в доступной форме познакомиться с произведениями русского искусства из фондов музея, а также приблизиться к пониманию некоторых методов научной атрибуции.

 

Целью занятия является знакомство детей с развитием стилей в костюме XVIII-XIX вв. и демонстрация того, как это отражено в произведениях русских художников из коллекции Государственного художественного музея. Решаются следующие задачи: дать представление об истории костюма в России XVIII-XIX вв. и изменении стилей на протяжении этого периода; популяризация коллекции русского искусства из собрания Государственного художественного музея с использованием IT-технологий; развитие наблюдательности и расширение кругозора; воспитание патриотизма и интереса к истории.

 

Вначале, в ходе теоретической части, несколько портретов рассматриваются и характеризуются с акцентом на костюмный образ. Предполагается знакомство с теми произведениями из фондов музея, где особое внимание автор уделяет внешнему облику изображенного человека: «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г.Ф. Шмидта (1761); «Женский портрет» Дамона Ортолани (первая треть XIX в.); «Дама за прошивками» В.А. Тропинина (1830-е); «Портрет свояченицы» К.Е. Маковского (1879) и др. На мониторах демонстрируется презентация «Костюм в шедеврах живописи и графики. Развитие стилей в XVIII-XIX вв.», которая сопровождается пояснениями.

 

Костюм дает возможность выяснить детали биографии человека, его положение в обществе. Портреты и жанровая живопись полностью отражают изменения моды и дают возможность приблизительно определить статус изображенного человека и примерное время создания произведения. Иногда знание истории моды позволяет реконструировать ситуацию, смоделированную художником в картине. Эта тема была частично апробирована на конференции в Третьяковской галерее, а также в отдельном издании Государственного художественного музея.

 

Тема различных аспектов образа человека в искусстве является сейчас очень актуальной и востребованной. Занятие «Костюм в России XVIII-XIX веков в живописи и графике из фондов Государственного художественного музея», рассчитанное на школьную аудиторию, может быть адаптировано и для взрослого посетителя. Использование средств мультимедиа позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным.

 

В практической части участники должны вычленить стилевые признаки костюмов разных периодов – от второй половины XVIII века до начала XX века. С помощью специально разработанной программы для дамы подбирается наряд определенной эпохи. На экранах мониторов для женской фигуры по очереди выбираются прическа, рукава, корсаж платья и юбка. Для каждого участника ставится задача подобрать костюм для дамы с определенного портрета.

 

Стоит отметить, что за время работы форума участниками образовательного проекта на площадке Государственного художественного музея стали более 1000 человек. Основную аудиторию составили воспитанники детских лагерей и летних творческих школ г. Ханты-Мансийска и округа.

 

Помимо мультимедийного образовательного проекта на выставочной площадке музея была представлена «ожившая» картина «Весна» Бориса Кустодиева (1921, холст, масло) из фондов музея. В сюжете «Весна Бориса Кустодиева» применены анимация и звуковое сопровождение. Подобные ожившие полотна не могут заменить подлинники, но могут привлечь к ним внимание определенной категории потенциальных посетителей.

 

Зрители форума смогли также погрузится в глубину философской мысли самобытного югорского художника Геннадия Степановича Райшева при помощи видеоинсталляции из фрагментов живописных произведений художника в сопровождении музыки Эдуарда Артемьева.