Искусство сохранять искусство: наука реставрации
ГлавнаяНовости

Государственный художественный музей принял участие во Всероссийском фестивале науки. Цель фестиваля - понятным и доступным языком рассказывать самой широкой аудитории о разных науках.

 Музей во второй раз стал площадкой фестиваля науки. На этот раз специалисты музея решили познакомить участников со своего рода музейным «закулисьем», погрузить их в научные процессы, скрытые от глаз посетителей, рассказав им об искусстве сохранять искусство - науке реставрации. Одной из задач фестиваля 2018 года стало знакомство с профессиями, и гостей музея познакомили с профессией художника–реставратора.

Музейные занятия проходили в зале иконописи, где представлены самые древние, более всего нуждающиеся в реставрации, экспонаты музея - иконы конца XV–XVIII веков. Научный сотрудник музея и художник-реставратор рассказали о сложном реставрационном процессе, зародившемся еще в эпоху средневековья, и об этапах реставрации живописного произведения.

Некоторые реставрационные этапы были продемонстрированы наглядно: этап укрепления поверхности произведения папиросной бумагой  и укрепление грунта клеем особого состава. Под руководством музейного реставратора ребята измерили среду поверхности красочного слоя при помощи лакмусового индикатора, изучили частицы  красочного пигмента под микроскопом, познакомились с инструментами и материалами, используемыми при проведении реставрационных мероприятий.

С одним из методов исследования участники занятия смогли познакомиться на примере иконы «Николай Мирликийский» конца XVII - начала XVIII в.: в затемненном помещении под специальной лампой в ультрафиолетовом  диапазоне  излучения стали видны все слои произведения темперной живописи. Такой метод исследования относится к неразрушающим и не требует вмешательства в картину.

Посетители узнали, что процесс реставрации отнюдь не быстрый: восстановление одного произведения может занять от одного дня до нескольких десятков лет.

Кроме того, гостям музея продемонстрировали реставрационную документацию: реставрационные паспорта, фотодокументы (фотографии «до», «в процессе», «после реставрации»,  а также фотографии результатов  предреставрационных исследований).

Участниками музейных занятий стали студенты Югорского государственного университета, студенты Колледжа-интерната Центр искусств для одаренных детей Севера, а также жители и гости города – всего 46 человек.