О Владимире Колове и его произведениях
ГлавнаяНовости

О  Владимире Колове и его произведениях

В Государственном художественном музее продолжает работу Юбилейная выставка Ханты-Мансийского окружного отделения «Союза художников России». В экспозиции представлены живописные работы Владимира Колова: триптих «Вечер в мастерской», пейзаж «Ледоход» и сюжетная композиция «Облака прошедшего дня». За эти произведения автор отмечен золотой медалью на Межрегиональной выставке «Большой Урал» в Челябинске, последнее отобрано для участия во Всероссийской выставке «Россия XIII», которая пройдет в феврале-марте 2019 года в Москве. Поздравляем Владимира Колова и приглашаем увидеть произведения художника на выставке, которая продолжит работу до начала февраля.

Ниже представлена статья о творчестве Владимира Колова искусствоведа, члена Ассоциации искусствоведов и Союза художников России Светланы Кулаковой "О  Владимире Колове и его произведениях".

Прошедший 2018 год стал для  живописца  из Ханты-Мансийска Владимира Колова необычайно щедрым на успех и весомые награды: после золотой медали на Межрегиональной выставке «Большой Урал» в Челябинске  еще одна награда высшей пробы нашла своего героя – золотой знак  Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство». Однако это не случайная улыбка фортуны, а вполне закономерная творческая победа художника, обладающего, кроме  несомненного таланта и трудолюбия, еще и такими завидными чертами натуры, как упорство и требовательность к себе как мастеру.  

Какие же произведения 2018 года стали очередной творческой удачей  Владимира Колова, нашли отклик у зрителей и привели к столь высокой оценке заслуг художника в развитии отечественного искусства? На выставке «Большой Урал» живописец Владимир Колов был представлен  триптихом «Вечер в мастерской», пейзажем «Ледоход» и композицией «Облака прошедшего дня». Последняя  станет участницей Всероссийской выставки 2019 года в Москве и заслуживает особо пристального внимания.

Еще в начале 2000-х годов Владимир Колов начал работу над живописной серией «Мужские развлечения». Художник жил тогда на своей малой родине - в городке Куртамыш Курганской области - и часто становился невольным свидетелем многих курьёзных или неприглядных сцен из жизни провинциальных обывателей. Так появилась первая одноименная картина из серии «Мужские развлечения», где её персонажи распивают на троих во дворе, прячась от укоризненных взглядов за развешенным на веревке бельем. Произведение было закуплено Министерством культуры РФ с Всероссийской выставки 2004 года, и это во многом обусловило желание художника продолжить работу над серией. Если в этой первой картине было больше жизненной непосредственности и насмешливых авторских интонаций, то вторая композиция «Песня» (2008) уже несла в себе метафорическую образность. Двое захмелевших мужиков в тельняшках - бывшие моряки или десантники, отмечающие свой праздник, - поют за столом, поют с куражом, истово, надрывно. И песня эта уносит их  на крыльях (а они реально написаны художником) туда, куда извечно стремится русская душа, где всё по справедливости и  все счастливы, каждый по-своему...  Нет здесь насмешки, как нет и осуждения. Герои Владимира Колова - привычное, извечное явление русской жизни вообще и российской действительности в частности.

Еще большее художественное обобщение проявилось в новой композиции художника - «Облака прошедшего дня». Её персонажи - тоже неотъемлемая часть современной жизни и не только российской. За последние десятилетия во всем мире появилось немалое число людей, для кого центром непреодолимого притяжения становятся  мусорные контейнеры - своего рода клондайки, за которые ведется настоящая борьба между кланами бездомных или просто опустившихся людей, потерявших чувство собственного достоинства и смысл жизни. Случается такое болезненное увлечение и у вполне обеспеченных городских жителей - этакие психологические издержки современной цивилизации. И все эти люди живут рядом с нами и даже становятся объектом для искусства.

Владимир Колов поместил троих персонажей своей картины в естественную для них ситуацию: двое увлеченно изучают содержимое мусорного бака, третий терпеливо дожидается своей очереди или уже наполнил свой рюкзак. Их облик, одежда и «аксессуары» подсмотрены художником в реальной жизни, он ничего не придумал и не утрировал. Образным содержанием наполняются детали, колорит и сама композиция картины. Фактически перед нами мотив «Три возраста»: старик и мужчина средних лет орудуют в мусорке, а рядом курит молодой - вполне прилично одетый парень. Как говорится, никто не застрахован... Вынесенное на авансцену действо происходит на фоне задника -  сумеречного городского пейзажа. От него главных действующих лиц отделяет стенка мусорной площадки - образ стены между ними и миром, пусть жестоким и неприветливым, но все же большим миром, со множеством возможностей. Кто воздвиг эту стену и преодолима ли она? Это не автор, а зритель задается такими вопросами при встрече с картиной. И как бы художник ни отрицал социальный аспект своего произведения, акцентируя  внимание на его формальной, живописной стороне, содержательная часть неминуемо будет играть определяющую роль в восприятии и оценке зрителями. Социум напоминает о себе и ненавязчиво включенным в живописную ткань картины названием организации на контейнере, отвечающей за вывоз мусора из города - ООО «Атлант». Напрашивается прозрачная ассоциация с атлантами - мужественными и мощными героями античных мифов, один из которых держал небесный свод на своих  мускулистых плечах. Неслучайно  атланты превратились в классическую архитектурную опору, с которой сравнивали настоящих мужчин, защитников и добытчиков для семьи. Понятно, что персонажам картины Владимира Колова до них очень далеко, да и есть ли вообще у них семьи? Но вот расшифровка аббревиатуры «ООО» - «общество с ограниченной ответственностью» - наводит на грустные размышления о нашей жизни, в которой никто ни за что и ни за кого не отвечает, никто никому ничего не должен. Три облака в картине, давшие ей название, - не просто детали окружающего пейзажа, это тоже метафора жизни, свободной от обязательств, пустой,  никчемной и эфемерной.

Интересно, что картина Владимира Колова «Облака прошедшего дня», как и вся его серия «Мужские развлечения»,  вполне вписывается в рамки российского постмодернизма с его уральским вариантом, где большую роль играет как раз социальный аспект содержания. Такие черты постмодернизма, как повествовательное начало, интрига сюжета, странность, необычность персонажей, элементы  иносказания и авторской иронии, наконец, подчеркнуто выразительная фактура живописной поверхности, красота самой живописи (точно найденные цветовые созвучия и контрасты теплых и холодных цветов, светлого и темного, выверенные ритмы линий и равновесие пятен), - всё это присуще и новой картине Владимира Колова «Облака прошедшего дня».  И эта современность звучания, наряду с мастерством исполнения, сделали это произведение уральского живописца настоящим событием года и по достоинству были оценены как зрителями, так и художественным сообществом России. 

 

                                                                                                              Светлана Кулакова,  искусствовед,

                                                                                                                 член Ассоциации искусствоведов

                                                                                                                            и Союза художников России