Вверх
A
A
A
Текст
Текст
Текст
Выставка «Народные костюмы русских губерний»
Главная → Афиша

27 октября 2017 в 17.00 открывается выставка  «Народные костюмы русских губерний». Выставка организована Государственным художественным музеем с целью реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Будет представлено 25 костюмных комплексов XIX – нач. XX века как северорусских, так и южных губерний: Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Рязанской, Калужской, Воронежской и других. Кроме того, в экспозицию войдут чувашский, мордовский, марийский, татарский, удмуртский и хакасский костюмы. Выставку дополнят набивные платки II пол. XIX – нач. XX веков Посылинской, Барановской и Прохоровской мануфактур. Все предметы происходят из частных коллекций; они объединены в единый выставочный проект Центром образовательных технологий и искусства экспозиции «ПЕНАТЫ» (г. Тобольск). Основная часть этих коллекций формировалась с начала 2000-х гг., когда в нашей стране резко возрос интерес к традиционной культуре.

Огромные пространства России сформировали  разнообразную палитру  русской народной одежды. Русский костюм складывался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения нашего народа, сохраняя архаические «зарубки» этноса, выкладывая из них узоры, которые составили традицию народной культуры.

Северорусский костюм сохранил немало древнейших элементов. Девичий праздничный костюм состоит из белой рубахи, шелкового сарафана, парчовой душегреи и повязки с вышивкой бисером и ажурной поднизью. Особо тщательно девушки выбирали украшения, платки и шали. В каргопольском кокошнике, который носили женщины на Русском Севере, сохранились черты боярских головных уборов. Очелье и задник кокошника вышиты жемчугом, перламутром или бисером. Безупречное чувство формы в костюмном ансамбле проявляли нижегородские мастерицы. Пышные коленкоровые рукава с вышитыми «белой строчкой» манжетами, объемные за счет нижних юбок штофные сарафаны, поверх которых шитые золотом душегреи с семнадцатью складками на спинке. Особая красота и вкус воплотились в творчестве золотошвейных мастериц.

Южнорусские костюмные традиции сохранили в большей степени древнерусские черты. Здесь главенствуют домотканые распашные поневы, шушпаны и шушки и совершенно удивительный головной убор  –  «сорока». Он состоит из «кички» – мягкой шапочки с рожками, «сороки» – шапочки на жесткой основе, украшенной золотным шитьем и золотистым галуном, и «позатыльни» – задней части, выполненной из алого шелка с золотным шитьем и черного бархата, украшенного разноцветной шерстяной вышивкой.

На выставке представлены также традиционные костюмы других народов, населяющих нашу страну. Национальная одежда, являясь внешним маркером этноса, создает первое зрительное впечатление о народе. Марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм дополнялся шейными, грудными, поясничными украшениями, серьгами, кольцами, браслетами. Чувашский костюм верховых чувашей  схож с костюмом марийцев: белый в основе холст и лаконичные конструктивные элементы. Мордовский национальный костюм наряден и удобен: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение.

Государственный художественный музей считает одной своими основными задачами сохранение и развитие культурных традиций прошлого. Народный костюм – это драгоценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Знать костюм своего народа – значит понимать корневую основу нации.