Вверх
A
A
A
Текст
Текст
Текст
Выставка «Русский пейзаж начала XX века»
Главная → Афиша

С 23 января 2019 года в Государственном художественном музее работает выставка «Русский пейзаж начала XX века», сформированная из собственных фондов. Представлены произведения В.Д. Поленова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова, Л.В. Туржанского и других русских художников конца XIX – первой четверти XX века.

Пейзаж как самостоятельный жанр сложился в России в XVIII веке, но на рубеже XIX-XX веков он стал одним из основных у отечественных авторов. В это время жили и творили такие живописцы, как Василий Поленов, Константин Коровин, Леонард Туржанский и многие другие. Этот период интересен еще и тем, что художественный язык был очень многообразен – Константин Коровин писал в пастозной импрессионистической манере, а Владимир Орловский тщательно прорабатывал детали, добиваясь полнейшей иллюзии реального пространства. Таким образом, посетители смогут познакомиться с различными подходами к изображению окружающего мира. Кроме того, в произведениях, экспонирующихся на выставке, отображены разные времена года: зима, весна, лето, осень. И если в первой половине XIX века зимние виды считались «неживописными», то в начале XX столетия художников восхищали холодный колорит и графичность зимней природы. 

Эффектами зимнего освещения увлекался К.Я. Крыжицкий (1858-1911),  и его «Зимний пейзаж со стогами» (1894) великолепно их демонстрирует: солнце освещает заснеженные стога, деревенские хаты, ведущую в глубину дорожку, а первый план позволяет полюбоваться звонкой белизной деревенского снега. Совершенно иной зима предстает у А.М. Васнецова (1856-1933). На выставке представлен его «Уголок Москвы. Зима» (1911) – камерный вид из окна мастерской художника, с заснеженными крышами домов и ветками деревьев.

Классик отечественного искусства В.Д. Поленов (1844-1927) множество великолепных пейзажей создал в своей усадьбе, которую он в 1890-х построил на берегу Оки, недалеко от Тарусы. После завершения строительства он жил там каждое лето, а последние десять лет жизни безвыездно. Здесь художник писал широкие эпические виды реки, мерно и величаво несущей свои воды, и здесь была создана «Осень на большой реке (Осень на Оке)» (1910-е-1920-е).

Картины Л.В. Туржанского (1875-1945) немногословны, просты, цельны по композиции и лишены каких-либо эффектов. Главное в его полотнах — колористическое решение: построение цветовой гаммы не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок. Постоянным источником вдохновения для Туржанского была природа родного Урала. Поселившись в Москве, он каждую весну приезжал в родные края. «Весна» (1910) из собрания музея демонстрирует характерные для художника теплый колорит и излюбленные мотивы – снежные проталины, покосившиеся деревенские строения.

Очень отличается от большинства представленных на выставке произведений, созданных в пастозной манере, «Отмель» В.Д. Орловского (1842-1914), относящаяся к 1900-м годам. При жизни Орловского его популярность могла соперничать с популярностью Айвазовского, однако со временем широкая публика его почти забыла. Тем не менее, его пейзажи отличаются большим мастерством.  На картине «Отмель» изображен весьма эффектный мотив. Вода, небо с легкими облаками, почти иллюзорно написанная галька отмели привлекают совершенством исполнения.

Коллекция русского искусства в собрании Государственного художественного музея имеет большое культурное и историческое значение, она позволяет проследить развитие изобразительного искусства в России на протяжении нескольких столетий и познакомиться с творчеством лучших живописцев нашей страны.

Сроки работы выставки: 21.01.2019 – 15.09.2019. 0+

Государственный художественный музей, ул. Мира, 2. Тел. 8 (3467) 33-09-45, 33-57-71