Вверх
A
A
A
Текст
Текст
Текст
«Дети дождя» в Государственном художественном музее
Главная → Новости

С 2017 года в Югре реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Государственный художественный музей принимает участие в реализации Концепции, организуя мероприятия для детей с РАС.

Уже в течение нескольких лет в рамках культурно-образовательной программы «Искусство без границ» регулярно проводятся музейные занятия и мастер-классы для учащихся Ханты-Мансийской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия программы посещают, в том числе, и дети с расстройствами аутистического спектра.  На музейных занятиях дети с РАС получают опыт общения с одноклассниками в новой среде, новые положительные впечатления, в условиях неформального обучения обогащают систему представлений о себе и окружающем мире.

Однако большинство детей с РАС не могут приходить музей в составе группы и требуют создания специальных условий для посещения. В 2018 году в целях организации индивидуальной работы с детьми с РАС Государственный художественный музей предложил проведение музейных занятий с элементами арт-терапии в рамках непрерывного индивидуального маршрута комплексной реабилитации. На сегодняшний день музей по маршрутам посещают 3 ребенка с РАС.

Индивидуальное посещение позволяет гибко выстраивать ход занятия, при необходимости корректировать выбор экспонатов и материалов для творчества. Посещение планируется на время, когда в музее нет большого количества посетителей, не проходят плановые экскурсии и массовые мероприятия. Занятия проводит один и тот же сотрудник, что также имеет большое значение для ребенка с РАС. Перед приходом в музей проводится беседа с родителями, выясняются особенности восприятия и поведения, сфера интересов ребенка.

 Занятие начинается с освоения музейного пространства - посещения экспозиционного зала. На занятиях музейный сотрудник внимательно следит за реакциями ребенка, отмечает те экспонаты или элементы экспозиции, которые вызывают интерес; при проявлениях беспокойства или нежелании продолжать осмотр предлагается перейти к творческой части занятия.

На первом занятии детям было предложено рисование песком, на последующих – рисование красками и создание новогоднего сувенира в технике аппликации. Для каждого ребенка задания подбираются индивидуально, в зависимости от уровня сформированности навыков изодеятельности – от рисования методом «рука в руке» и дополнения  рисунка, создаваемого педагогом, до самостоятельного выполнения предметных изображений и создания аппликаций.

Таким образом, для каждого ребенка формируется индивидуальный план  музейных занятий с учетом его особенностей. 

Государственный художественный музей делает первые шаги в направлении индивидуальной социокультурной реабилитации детей с РАС, осваивая новые методы и формы работы. Надеемся, что музей станет доступным, комфортным и «своим» местом в жизненном пространстве детей с РАС и их семей.

Анастасия Белова, старший научный сотрудник