Геннадий Райшев. Живопись. Ретроспектива

Временные выставки

Вт 19 октября

Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева

Выставочный проект призван показать творческий путь Мастера в ретроспективе. Многоярусная экспозиция включает программные произведения Г.С. Райшева 1960–2010-х годов. Монументально-знаковый характер композиций Райшева, связанных с природно-фольклорной основой, вступает в диалог с конструктивно-пространственной архитектурой зала (автор проекта - народный художник России С.В. Горяев).

Экспозиция в целом – это своего рода модель евразийского пространства, воссозданная художником. Русский блок представляет славянскую европейскую культуру, а обско-угорский – символизирует древнюю сибирскую. Райшев пишет с одной стороны очень предметно, почвенно, а с другой стороны – его обобщения выходят до уровня моделирования мира.

Художник родился в обрусевшей хантыйской деревне и также впитал в себя русский фольклор, как и хантыйский. «Я как художник… думаю, что очень интересно, когда у человека присутствуют разные представления о мире. Более широкие, а не зауженные» (Г.С. Райшев).

Центральное монументальное полотно обско-угорской части – «Югорская легенда» (1986). Название ее говорит о том, что она обращена к образам легенд, в фольклорной традиции связанных с мифами, живущими на Югорской земле. Центром русского блока является полотно «Российская песня. Застолье» (1991) «с песенно-симфоническим», как говорит художник, фольклорным началом.

Эти две темы продолжены и обобщены в крупномасштабном полотне «Под знаком Нуми-Торума», соединяющим знаковую композицию с жанром коллективного портрета.

Полотна 2000-х годов обращены к планетарному осознанию картины мира, связей человека с космосом. В них нашло новое воплощение художником понимания мира как единого целого, а человека – части большого Пространства–Времени.

«Очень важно иметь свое Место, откуда будешь обозревать Землю и иметь связь с Космосом», – эту мысль художник высказывал и развивал в разных прочтениях на протяжении всего творчества.

Райшев является одним из представителей космизма в современном искусстве, и это уже явление общепризнанное. Последовательно в созидаемой модели мира художник воплощает идею всеединства, которую разрабатывали многие мыслители разных времен.