Геннадий Райшев – Дмитрий Мамин-Сибиряк. Диалог художника и писателя
Чт 3 ноября
Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева
3 ноября в филиале Государственного художественного музея «Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева» начинает работу выставка «Геннадий Райшев – Дмитрий Мамин-Сибиряк».
Презентация выставки состоится в пространстве мемориальной мастерской Г.С. Райшева в рамках Всероссийской ежегодной акции «Ночь искусств», приуроченной к году нематериального культурного наследия народов России. Выставка организована в рамках долгосрочного проекта «Геннадий Райшев: Диалоги».
К экспонированию представлены произведения изобразительного искусства Г.С. Райшева и издания Д.Н. Мамина-Сибиряка, посвященные Уральскому краю.
Мамина-Сибиряка называли русским Золя, подчеркивая эмпиризм в его творчестве, уральским самоцветом, певцом старого горнозаводского Урала. В истории отечественной литературы до сих пор нет такого сильного художника, который сумел бы, как Мамин-Сибиряк, передать своеобразие природы края: негромкую поэзию бледных красок северного неба, строгую простоту готических линий вечнозелёных елей, радостную игру солнечного света на бронзе сосновых стволов, мрачную задумчивость высоко вознесённых шиханов, прелесть расплеснувшихся без края лесов, уходящих вдаль, как волны огромного моря.
В представленном на выставке сборнике писателя «Уральские рассказы» отражены реалистичные уральские пейзажи и подлинная жизнь фабричных рабочих, уральских старателей, чусовских бурлаков. Целая галерея строго и просто написанных горнолесных пейзажей разбросана в рассказах сборника; они утверждают красоту Урала, открывают сердце человека, который любит ее, вызывают глубокий трепет души, всегда привязанной к родине.
«Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче» – писал Дмитрий Наркисович.
Для Геннадия Степановича Райшева с начала 1960-х годов Урал стал источником творчества. В это время состоялся переезд художника из Ленинградской области в Карпинск, где он жил и работал до 1998 года.
К экспонированию на выставке представлена пейзажная композиция раннего периода «Богословск» (1967), написанная в постимпрессионистической манере. В центре изображена архитектурная жемчужина XVIII века - Введенский собор - своего рода «квинтэссенция» истории, достопримечательности Богословска-Карпинска.
Иной ракурс диалога представляют на выставке графические работы следующего периода, связанные с природой – горами Северного Урала.
В линогравюре «Уральские камни» (1974) художник превращает природную реальность в обобщенный первообраз мира, завершая композицию метафорическими образами семи останцов, на вершине скалы Семибратской (близ Екатеринбурга). Этот образ найдет развитие в последующих графических сериях, посвященных Уралу, и в живописных полотнах художника.
Урал, как выражение горной стихии, представлен в цветной монотипии «Каква. Высокий берег» (из серии «Горы. Урал». 1985-1986).
Дополнением к выставке станут репродукции архивных фото Г.С. Райшева, сделанные во время проживания в г. Карпинске и документальные материалы, представленные в слайд-презентации.
Выставка будет открыта до 30 ноября 2022 года.
Возрастная категория: 6+