Музейный театр «Четыре искусства»

У проекта «Музейный театр «Четыре искусства» два направления работы:

         - Регулярные (3 раза в неделю) занятия в театральной студии при БУ «Государственный художественный музей» (сценическая речь, постановка этюдов по актерскому мастерству и пр.)
         - Постановка спектаклей и литературно-театральных композиций

Возникновение такого направления современного искусства, как музейная театрализация, связано с расширением функций музеев и возникновением музеев нового типа. Основной функцией является такое включение посетителя музея в музейное пространство, при котором он получает возможность вести полноценное живое общение с экскурсоводом, актёрами представления и, с их помощью, – «общаться» с предметами экспозиции. Другие функции театрализации – просветительская (связанная с распространением знаний и образовательная. Выделяют три направления музейной театрализации: построение экспозиционного пространства (обычно в форме сценической площадки, на которой экспонаты являются «актёрами», посетители – «режиссёрами», а получающийся «спектакль» является уникальным, созданным на основе личностного восприятия), привнесение в экспозицию выразительных театральных элементов (игровых форм подачи информации, а также звуковых, световых, шумовых и других интерактивных эффектов) и, третье, расширение музейного пространства за пределы музейных зданий (обычно это проведение массовых мероприятий – перформансов, арт-акций, театрализованных исторических реконструкций)

Элементы театрализации используются в мероприятиях Государственного художественного музея регулярно: это привнесение в экспозицию выразительных театральных элементов (игровых форм подачи информации, а также звуковых, световых, шумовых и других интерактивных эффектов). Музейный театр идет дальше, предоставляя всем желающим возможность самореализации, и сейчас в труппе собрались талантливые люди разных профессий – от 19 до почти 50 лет: студенты Югорского государственного университета и колледжа-интерната для одаренных детей Севера, профессиональные музыканты, журналисты.

20 мая 2023 г. во время акции «Ночь музеев» состоялась премьера первого спектакля «Миниатюры XX века» по мотивам рассказов Аркадия Бухова, Тэффи, Аркадия Райкина. Основная часть спектакля выстроена по мотивам рассказов Аркадия Бухова, почти забытого писателя начала XX века, писавшего очень смешные и удивительно актуальные рассказы.

Режиссура – Натальи Голицыной, Ольги Голицыной. Основная часть спектакля выстроена по мотивам рассказов Аркадия Бухова, почти забытого писателя начала XX века, писавшего очень смешные и удивительно актуальные рассказы. Аркадий Бухов был современником многих художников, представленных в экспозиции «Русское искусство XVIII-XX веков». В начале XX века были популярны любительские постановки театральных миниатюр, и в этом нередко принимали участие художники. Спектакль «Миниатюры XX века» позволяет лучше почувствовать дух эпохи Константина Коровина, Александра Бенуа, Льва Бакста, Павла Кузнецова.

В спектакле принимали участие 12 человек, в том числе профессиональные музыканты.

Сценарий – Натальи Голицыной.

Спектакль был показан 20.05.2023, 30.09.2023, 27.01.2024

 

17.02.2024 и 18.05.2024 в Государственном художественном музее состоялись показы спектакля «Сказки о картинах».

Короткие забавные сценарии написаны по мотивам картин из фондов Государственного художественного музея. Перед глазами зрителей развернулись диалоги персонажей, придуманных членами труппы Музейного театра. Иногда это было романтично, иногда почти абсурдно. «Сказки о картинах» - это своеобразный эксперимент, в котором произведения Исаака Левитана, Виктора Васнецова, Исаака Бродского и других художников предстали совершенно в новом свете.

Для зрителей, помимо спектакля, были подготовлены актерские тренинги, которые позволили им тоже почувствовать себя артистами.

Авторы сценариев: Виталий Сабадаш, Ксения Якуба, Тимофей Верховский, Ян Шабинский, Анна Маркова, Наталья Голицына.

 

Самый значительный проект Музейного театра «Четыре искусства» спектакль «Игра о Франсуа Вийоне».

Премьерные показы состоялись 31 марта 2024 и 4 мая 2024 года. Спектакль выстроен по драматическим поэмам Павла Антокольского «Франсуа Вийон» и «Девушка Франсуа Вийона», а также с использованием стихов Франсуа Вийона (1431 - ?). К спектаклю были написаны песни на стихи Вийона и на тексты поэмы Антокольского.

Павел Григорьевич Антокольский (1896-1978) – русский советский поэт, переводчик и драматург, театральный режиссёр. Свою драматическую поэму «Франсуа Вийон» (1934) Антокольский считал своим лучшим произведением. Поэма посвящена жизни и творчеству знаменитого средневекового поэта, к творчеству которого обращались многие русские литераторы начиная с 1900-х гг. Известно множество переводов его стихов, которые были новаторскими в свое время и все еще не воспринимаются архаичными. Вийона переводили В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Жаботинский, И. Эренбург, Ф. Мендельсон и многие другие. Образ самого Вийона тоже вдохновлял многих - плут, бродяга, талантливый поэт, опередивший свое время, автор саркастических и беспощадных строк.

Антокольский в своей поэме не пытается воссоздать подлинный жизненный путь поэта, но предлагает собственный романтизированный образ мятущегося, запутавшегося человека. Его драматическая поэма «Девушка Вийона» осталась незаконченной, но сейчас тоже включена в спектакль.

Несмотря на высокие литературные достоинства произведения Антокольского, его драматическая поэма почти не появлялась на подмостках театров. Было всего несколько постановок за все эти годы. В далеком 1981 году спектакль «Франсуа Вийон» по Антокольскому был поставлен в народном театре-студии «Диалог» (г. Магнитогорск, режиссер, художественный руководитель Леонид Голицын). Этот спектакль показывался около 10 лет и был у актеров «Диалога» одним из любимых. На премьере 31 марта 2024 года побывала Гульнур Хибатуллина, художник по костюмам Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина. Она много лет была членом труппы «Диалога» и принимала участие в спектакле «Франсуа Вийон» в качестве актрисы. После спектакля Гульнур поделилась своими впечатлениями, отметив, что, хотя театр любительский, есть много интересных находок, а играли артисты на высоком эмоциональном подъеме. Конечно, неизбежны сравнения со старым спектаклем, но театр «Четыре искусства» предлагает собственное видение, не имеющее ничего общего с другими постановками.

Множество деталей подчеркивают, что это именно игра – в самом начале появляется Музыкант в современной одежде, который на глазах у зрителей надевает средневековую шляпу и плащ (и это единственный костюмный образ с отсылкой к средним векам). Вийон и его приятели выглядят как «дети цветов», а представители знати и должностные лица одеты в костюмы с элементами стимпанка. Никто не пытается воссоздать быт средневековья. Мессир де Пуль, знатный дворянин, говорит: «Я дворянскую шпагу ношу!». Но в руках у него красивая трость, которой он хочет побить наглого школяра и терпит неудачу.

Музыкант – это персонаж, которого не было у Антокольского, альтер эго Франсуа Вийона. Он исполняет в самом начале песню на стихи Вийона, именно он между сценами убирает лишний реквизит, он же появляется с гитарой в разных сценах на протяжении всего спектакля.

Музыку прекрасных песен, как на стихи Вийона, так и на тексты из поэм Антокольского, написали Виталий Сабадаш, Ян Шабинский и Анна Маркова. И печальные, и веселые мелодии запоминаются сразу и органично дополняют эпизоды спектакля. Живая музыка – флейта, гитара, аккордеон – создает особую атмосферу и вновь подчеркивает, что это только игра в средние века.

Перед началом спектакля зрители могли посмотреть не только постоянную экспозицию и временные выставки музея, но и небольшую стендовую выставку эскизов костюмов, которые были выполнены Юлией Ивановой (г. Екатеринбург). Не все костюмы в спектакле точно соответствуют эскизам, но элегантный дворянин Де Пуль, Мать Вийона в сером, как бы припыленном, платье, или веселый монах Мажорден – воспроизводят костюмные образы, предложенные художницей.

В спектакле есть комические эпизоды, есть лирические сцены, есть драматические. Главный герой в исполнении Яна Шабинского проживает за час с небольшим целую жизнь.

Эмоции зрителей во время представления были именно такими, как нужно – они смеялись там, где были забавные моменты, сопереживали главным героям и плакали в финале.

Спектакль театра «Четыре искусства» предлагает свое видение. Это не просто перенос драматической поэмы «Франсуа Вийон» на сцену, но попытка пунктиром показать разные перипетии жизни творческой личности.

К этому спектаклю написаны песни – как на стихи Вийона, так и на тексты из поэм Антокольского. Авторы музыки для песен – Виталий Сабадаш, Ян Шабинский, Анна Маркова.

Были выполнены эскизы костюмов (Юлия Иванова, Екатеринбург).

В спектакле принимали участие: Виталий Сабадаш, Владимир Киреев, Анна Маркова, Ян Шабинский, Иван Евдокименко, Тимофей Верховский, Вилена Газина, Константин Максимов, Анастасия Пивоварчик, Ксения Якуба, Максим Попов, Ольга Каргополова, Станислав Панов, Арина Орлова.


В сезоне 2024/2025 планируется постановка спектакля по пьесе «Весенний день 30 апреля» (А. Зак, И. Кузнецов), посвященной последним дням Второй мировой войны, а также будет представлена очередная постановка по произведениям из фондов музея - «Новые сказки о картинах».

И, возможно, Музейный театр выйдет за пределы стен Государственного художественного музея – на улицу.

Музейный театр открыт для всех, кто хотел бы попробовать себя в качестве артиста, сценариста или художника.

Руководитель проекта и режиссер Музейного театра, начальник научно-методической службы музея: Голицына Наталья Леонидовна.

Справки по телефону: +7 (3467) 33-08-21, +79227959435, e-mail: 4_iskusstva@mail.ru

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах