Шедевры живописи для незрячих
Сделать экспозиции Государственного художественного музея доступными и расширить спектр музейных услуг для людей с ОВЗ стало возможным благодаря государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда».
В рамках программы мы реализуем проекты, направленные на социокультурную реабилитацию детей и взрослых разных категорий инвалидности. Так, проект «Шаг навстречу» включает проведение цикла арт-терапевтических мероприятий «Искусство без границ» для слепых и слабовидящих посетителей, а также для детей с РАС и другими ментальными нарушениями.
В 2020 году мы пополнили наш фонд тактильных макетов. Сейчас в залах светского искусства XVIII – первой половины XX веков размещены замечательные тактильные макеты живописных произведений Шишкина И.И. «Солнечный день в лесу. Дубы» (до 1891 г.) и Коровина К.А. «В охотинской мастерской художника» (1914 г.), а в зале древнерусского искусства тактильный макет дополнил икону «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (вторая половина XVI в.).
Напомним, что ранее в наших залах уже были установлены макеты к «Портрету Петра Великого» неизвестного художника (последняя четверть XVIII в.) и произведению иконописи «Чудо св. Георгия о змие» (на черном коне) (конец XV - начало XVI вв.).
Кроме того, для наиболее полного восприятия незрячими посетителями живописных произведений изготовлены тактильные копии фрагментов изображений. Тактильные копии имеют разнообразную фактуру материала (металл, стекло, разные виды тканей) и повторяют отдельные детали картин.
Участники мероприятий «Искусство без границ» познакомятся с увлекательными историями создания, сюжетами и героями картин, а также с элементами материальной культуры различных эпох: деталями женского костюма и рыцарского вооружения, детской игрушкой и высшим знаком воинской доблести.
Использование в работе с особенными посетителями тактильных макетов позволит дополнить восприятие подлинных произведений, расширит сферу восприятия изобразительного искусства.
Елена Мотова, заведующая отделом
по научно-методической и аналитической деятельности