Выставка «Меж трёх времен»

Пт 18 октября

Государственный художественный музей

18 октября 2024 года открывается выставка «Меж трех времен» из фондов Государственного художественного музея Югры. В экспозиции будут представлены живописные и графические произведения трех эпох: искусство советского и постсоветского периодов.

На выставке глазам зрителя предстанут три значительных временных отрезка: эпоха активного построения социализма (1920–1940-е гг.); время, когда наметился слом в общественном сознании, завершившийся перестройкой (1960-1990-е гг.); искусство постсоветского периода (1990-2010-е гг.).

В экспозиции будут представлены произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Эрнста Неизвестного, Гарифа Басырова и многих других известных художников. Некоторые экспонаты раньше почти не демонстрировались.

 

1920-1930-е годы отмечены в искусстве созданием нового изобразительного языка. Этот период представлен произведениями К.С. Петрова-Водкина (1878-1939), В.В. Пакулина (1901-1951), В.В. Лебедева (1891-1967), А.Ф. Пахомова (1900-1973), В.И. Малагиса (1902-1974), К.А. Клементьевой (1896-1984).

У посетителей выставки есть возможность увидеть картину Кузьмы Петрова-Водкина «Автопортрет с женой и дочерью» (1936-1937). Живописец изобразил себя с женой Марией Федоровной и дочерью Еленой. Фигура художника слегка выходит за пределы картины, что создает иллюзию сближения условного живописного пространства с реальным.

Познакомятся зрители и с работами Алексея Пахомоваю. На протяжении всей творческой жизни он неоднократно обращался к детской теме. В советское время были очень известны литографии Пахомова из серии «Дворец пионеров», представленные на выставке: «В классе духовых инструментов» (1939), «В классе скрипки» (1939), «В хореографической студии» (1940).

В экспозиции будут выставлены два женских портрета Владимира Лебедева – 1937 и 1941 годов. Они отличаются нежной живописью с трепещущими мазками; девушек на портретах словно окутывает легкая дымка.

Впервые экспонируется необычный плакат «Светоч Социализма» (1920-е гг.), в котором сочетаются символизм и условность с реалистичным изображением обнаженного человеческого тела.

 

Период с 1960 по 1990 годы в искусстве очень неоднозначен. Этот раздел выставки включает работы Эрнста Неизвестного (1925-2016), Д.Д. Вороновского (1952) Ю.И. Кононенко (1938-1995), Гарифа Басырова (1944-2004), Н.А. Шишловского (1907-1984).

Раздел открывается портретом Фиделя Кастро (1926-2016) в гравюре на картоне Н.А. Шишловского (1907-1984). Личность Кастро и события на Кубе наложили огромный отпечаток на политическую жизнь и на культуру нашей страны в 1960-1970-е гг.

С историей государства тесно связана и графика Гарифа Басырова, который родился в так называемом АЛЖИРе (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Его работа также будет представлена в экспозиции.

Зрители смогут увидеть офорт Эрнста Неизвестного «Адам и Ева» (1967) – это необычная интерпретация известного сюжета. Адам, стремясь оградить Еву от грехопадения, закрывает рукой дерево, которое упорно прорастает сквозь его ладонь.

 

Постсоветский период представлен произведениями современных художников Югры и других регионов России: это арт-объекты Татьяны Баданиной (1955), необычная графика Владимира Наседкина (1954) и Сергея Бордачёва (1948), живопись Евгения Зарембы (1968), Владимира Колова (1961), Сергея Устюжанина (1961), Рашита Сафиулина (1948–2018).

Работа Сергея Бордачёва «Красные кружочки» (1994) служит своего рода связующим звеном с советским андеграундом. Бордачёв был одним из участников знаменитой «Бульдозерной выставки» в 1974 году. В 1990-е художник остался верен себе и продолжил создавать свои графические абстракции, стремясь разрушить плоскость, чтобы сотворить новые миры. По его словам, «чувство дыхания есть в космосе. Плоскость — это стена, можно голову расшибить» (С. Бордачёв).

 

Выставка продлится до 19 января 2025 года.

Адрес: ул. Мира, 2.

Телефон для справок: (3467)33-57-71


Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах