Выставка «Стольный град Петра»

Пн 18 апреля

Государственный художественный музей

С 18 мая по 21 августа 2022 года в залах музея будет работать выставка «Стольный град Петра». Графика XVIII-XIX веков из фондов Государственного художественного музея приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I. На протяжении трехсот пятидесяти лет интерес к основателю Российской империи непрерывно растет. Петр I – основатель русского флота и города Санкт-Петербурга, обязал всех учиться и основал Академию наук и художеств, построил заводы по всей России и открыл первый музей.

В собрании Государственного художественного музея целый ряд графических произведений посвящен «Стольному граду Петра». На гравюрах XVIII-XIX веков изображены роскошные дворцы и соборы: «Вид Большого дворца и Большого каскада в Петергофе» (1768) Клода Нике по рисункам Луи де Леспинаса, «Вид на Мраморный дворец на набережной Невы» (1822-1828) неизвестного автора, «Никольский собор в Санкт-Петербурге» (1840-е гг.) Перро Фердинанд-Виктора.

Среди представленных иностранных авторов, которые играли большую роль в становлении русского изобразительного искусства, на выставке можно выделить Андре Дюрана (1807-1867), который в 1830-е годы совершил путешествие по многим городам России и запечатлел с натуры виды, но не только дворцовых комплексов, а, например, «Вид на здание пожарной команды на Большой Морской в Санкт-Петербурге» (1840). Одним из главных достоинств рисунков художника было внимание к архитектурным деталям. Наблюдательность Андре Дюрана и достоверность его гравюр позволяют нам сейчас использовать многие его литографии для исследования как существующих, так и утраченных сооружений.

Помимо архитектурных видов привлекает внимание литография «Проездка рысака» (1824) художника русского романтизма - Александра Осиповича Орловского (1777-1832). Художник привнес в русскую культуру темы, характерные для западных романтиков: всадники на вздыбленных конях, битвы, сцены кораблекрушений и бури. Жанровые сцены всегда интересовали Орловского: петербургская толпа, различные типы людей - в этих зарисовках, рисунках, литографиях он выступает уже не столько последовательным романтиком, сколько предшественником будущего реализма, сложившегося во второй половине XIX столетия.

Жемчужиной выставки является одно из редких изображений молодого царя - резцовая гравюра «Портрет Петра Великого» (1697-1698) неизвестного автора. Петр изображен в латах, поверх которых накинута шуба, отороченная мехом и застегнутая на груди драгоценной запоной; на голове - горлатная шапка с запоной из драгоценных камней и жемчугов. В правой руке - сабля, за левым плечом изображен вид на крепость. Гравюра резцом относится к редким портретным изображениям Петра I в первые годы его царствования и представляет большой иконографический интерес.


Информационная продукция 6+

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах