19.10.2023

По Всероссийским Музейным маршрутам. Югра

С 8 по 11 октября 2023 года в Ханты-Мансийске прошёл масштабный культурный форум, на который собрались представители музейной сферы всей страны.

Проект «Музейные маршруты России» инициирован в 2021 году Министерством культуры РФ, призван продвигать музеи страны и привлекать к ним туристические потоки. Вторая его задача – более тесное сотрудничество представителей профессионального музейного сообщества.

В Югре проект был реализован при поддержке Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Государственный художественный музей стал основным организатором всероссийского форума.

В мероприятиях, которые проходили в окружной столице в эти дни, приняли участие представители Министерства культуры Российской Федерации, руководители ведущих музейных учреждений страны, руководители и специалисты учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Важная составляющая форума - открытые лекции. В первый день в программе было запланировано выступление «От первого лица» директора Государственного научно исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Натальи Шашковой - «60-я параллель: география культуры». Наталья Олеговна рассказала об архитектуре регионов, которые расположены на одной параллели и обратила внимание на то, почему так важно изучать историю создания городского пространства и развития путей сообщения. А ещё рассказала о том, что географическое понятие – 60-я параллель служит объединяющим фактором для тех, кто на ней живёт, в том числе и культурным.

Ярким и ожидаемым мероприятием второго дня стала лекция «Не только Третьяковы» заместителя генерального директора по развитию новых музейных пространств Государственной Третьяковской галереи Татьяны Гафар. Рассказывая о культурном феномене Третьяковской галереи, Татьяна Викторовна сделала акцент на важности позиционирования музея и знания истории его создания и создателей. Дело в том, что некоторые жители Москвы проводят ассоциацию с музеем, вспоминая метро Третьяковская, или ошибочно считают, что Третьяков - это знаменитый художник, в честь которого и названо собрание. Т.В. Гафар отметила важность прямой взаимосвязи истории городов с музейными художественными коллекциями, их создателями и сохранением исторической памяти.

Перед началом пленарного заседания гостей приветствовала заместитель губернатора Югры Елена Витальевна Шумакова: «В Югре 30 музеев и 11 филиалов. Музей - это «третье место», где должно быть интересно и комфортно детям, студентам, взрослым людям. Региональные музеи - это зеркало души городов и поселков нашей страны. Мы заинтересованы в том, чтобы музеи Югры двигались вперед, были точкой притяжения, популяризировали культурный код, историю нашего региона. Проект «Музейные маршруты России» даст импульс для развития наших музеев, внедрения лучших практик работы с детьми и подростками, запуска совместных проектов с ведущими музейными центрами страны», — подчеркнула Елена Шумакова.

Ведущий пленарного заседания - директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры России Елена Михайловна Харламова особо отметила, что благодаря проекту «Музейные маршруты России» в стране развиваются культурные связи между музеями, разрабатываются новые проекты, взаимодействуют туристическая отрасль и музейная сфера и, как следствие, растёт медийность музеев. Руководители, научные сотрудники и специалисты из 11 российских музеев поделились наработками, презентовали проекты и методики работы с молодёжной посетительской аудиторией, показали варианты сувенирной продукции и представили принципиально новые экспозиционные решения.

Директор Департамента культуры Югры Маргарита Козлова презентовала участникам региональный музейный событийный календарь. Маргарита Сергеевна рассказала, чем Ханты-Мансийский округ привлекает туристов. Это природа, национальные традиции, кухня, экологический туризм, гонки на обласах – национальных лодках, фестиваль «Дух огня» и многое другое. «Календарь начинается с февраля, – подчеркнула руководитель ведомства. – Так, как многим в Зале известно, что Ханты-Мансийск – Новогодняя столица Сибири, и все январские события связаны с Новогодними и Рождественскими праздниками». И добавила, что март в Югре - месяц кинематографический. Кроме международного фестиваля дебютов «Дух Огня», который пройдёт с 9 по 12 марта 2024 года, в столице Югры состоится конкурс детского анимационного кино «ТаЁжкины сказки».

Далее слово передали представителям региональных музеев. Руководители учреждений рассказали о достижениях и представили перспективные планы. «Приехать в Югру в художественные музеи – самый неочевидный туристский выбор. В Югру едут к природе, этнике, экзотике. Но между тем, Югра – идеальная колыбель талантов. А художественные музеи - мостик, который может связать между собой кого угодно, – рассказала директор Государственного художественного музея Елена Викторовна Кондрашина. – Например, пленэр, посвященный художнику Геннадию Райшеву. За эти годы в пленэрах участвовало 256 профессиональных художников из более 10 стран. Музейный фонд ГХМ вошли более 400 пленэрных произведений. В каждом арт-пленэре на конкурсной основе выбираются художники, которые приезжают в Югру на 10 дней, для того чтобы познакомиться с краем. Для них устраивается отдельная экскурсионная программа. Она связана с творчеством Геннадия Степановича Райшева и с посещением знаковых территорий Югры. По итогам пленэра проводится выставка».

Директор Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» Людмила Александровна Алфёрова представила этнографическую карту Югры и рассказала об особенностях и деятельности этнографических музеев автономного округа.

О важных проектах, партнёрском взаимодействии с нефтегазодобывающими компаниями, развитии индустриальных музеев рассказал в своем выступлении директор Музея геологии, нефти и газа Александр Викторович Паньков.

«В каждом краеведческом музее бережно хранят уникальные этнографические предметы, бытовавшие у малочисленных народов Севера. Многие их них не имеют аналогов в собраниях музеев России и за рубежом, – отметил директор Музея природы и человека Глеб Борисович Чечевин. – Например, в нашем музее экспонируется грудной позвонок мамонта, пробитый метательным орудием. В Нижневартовском краеведческом музее имени Шуваева находится «Кирьясская барка» – деревянное многосезонное грузовое сплавное судно длиной 34 метра, а в ширину 7 метров конца XVIII - начала XIX веков. В Сургутском краеведческом музее хранятся уникальные коллекции рукописных и старопечатных книг конца XVI – начала XX вв. В Историко-художественном музейном комплексе города Нефтеюганска находится коллекция документов, фотографий и личных вещей Фармана Салманова».

На полях проекта было заключено 11 соглашений о сотрудничестве, которые позволят актуализировать музейные коллекции, сделать их ещё доступнее, стереть границы между жителями разных регионов России, которые желают приобщиться к прекрасному, научить своих детей любить искусство.

Директором Государственного художественного музея Еленой Кондрашиной было заключено три соглашения с руководителями крупнейших российских художественных музеев. Для расширения и укрепления культурных взаимосвязей между учреждениями, формирования единого культурного пространства и совместной выставочной и научно-исследовательской деятельности подписаны соглашения с Государственным музеем изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина, Омским областным музеем изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля, Пермской государственной художественной галереей. «Многие из нас имеют перекрестные коллекции, которые могут укрепить любой выставочный проект, сделать его еще более интересным и значимым для посетителя. Ну и конечно, соглашения расширяют возможности обмена опытом между музеями, укрепляют научно-исследовательские связи» - прокомментировала подписание документов директор ГХМ Елена Кондрашина.

Ярким событием для гостей и жителей Югры стало знакомство с локальными брендами, экскурсии, и показы коллекций одежды, созданной на основе музейных предметов. С помощью дизайнерских находок и нетривиальных решений гостям Югры продемонстрировали культурный код региона, как национальной местности и креативной территории. Серию одежды по произведениям Геннадия Райшева авторства Елены Скакун тепло встретили зрители модного показа. Это коллекцию автор выпустила совместно с Государственным художественным музеем. Местные дизайнеры Ксения Илауски и Ольга Бубновене показали свои коллекции – «Нефть и коды архаики», «Вышивка Конды» и «Голос Неба».

На второй день форума состоялось методическое совещание, на котором обсуждались лучшие практики и опыт ведущих музеев страны по внедрению музейных сувениров, новейших экспозиционных решений, межведомственному взаимодействию в музейной деятельности.

В продолжении программы, этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» принял гостей на своей главной экспозиции. В интерактивной экскурсии с посещением мастеровых и игровых площадок музейщики России знакомились с бытом и традициями коренных народов региона, его гастрономическими особенностями, экологией культуры ханты и манси. В мансийские легенды и мифы о сотворении мира югорские гости погрузились на спектакле Театра обско-угорских народов «Солнце». Сидя на полу чума на мягких подушках, зрители услышали священную сказку о сотворении мира со времен, когда боги спустились с неба, а землю населяли лютые великаны.

Под занавес Музейных маршрутов России в Ханты-Мансийске, Елена Кондрашина - директор Государственного художественного музея организовала деловую игру по созданию сувенирного бокса. Четыре команды, собравшиеся в случайные фокус-группы, разрабатывали презентационный бокс по выбранным территориям: Ханты-Мансийск, Омск, Когалым и, как ни странно, МХАТ. Его предложил Сергей Павлович Брюн, генеральный директор Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и выпускник школы-студии МХАТ. В результате азартного мозгового штурма, получилось четыре вида разнообразных подарочных боксов, характеризующих выбранные территории. Этим вечером были созданы готовые комплексные сувенирные наборы, которые можно запускать в производство. Атмосфера игры была очень теплой, дружеской, по-настоящему музейной.

В течение трех дней интересной и продуктивной работы, музейные работники из разных городов России обсудили выставочную деятельность, создание уникальных сувениров и брендов, наметили совместные проекты, побывали в музеях окружной столицы.

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах