100 лет графическому листу Елизаветы Кругликовой «Балкон зимой»

В Государственном художественном музее стало доброй традицией отмечать юбилейные даты фондовых работ. В 2018 году исполняется 100 лет графическому листу Елизаветы Сергеевны Кругликовой «Балкон зимой».

Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) – известная художница, график, автор серии силуэтных портретов современников, автор книги «Париж накануне войны» (1916). С 1895 по 1914 жила в Париже, время от времени приезжая в Россию; с 1914 – в Петрограде (Ленинграде).

Произведение «Балкон зимой» создано в 1918 году, в период начала педагогической деятельности Елизаветы Сергеевны в России (до 1914 года она преподавала технику офорта в академии Ла Палетт в Париже). Начиная с 1917 года, Кругликова преподавала в качестве профессора по классу офорта в Государственных трудовых мастерских декоративного искусства, в Академии художеств, позднее руководила офортной мастерской при Ленинградском Союзе художников. После ликвидации в 1930 году полиграфического факультета, именно благодаря стараниям Елизаветы Сергеевны, сохранилась офортная мастерская и ее кадры для Академии художеств. Таким образом, Е.С. Кругликова по праву считается одним из создателей советской школы офорта.

Одну из разновидностей офорта – акватинту – представляет и гравюра «Балкон зимой» из собрания нашего музея. Название произведения, год создания и техника исполнения указаны в авторских надписях под изображением. Надпись также свидетельствует о том, что гравюра была передана автором в дар: «Дорогой Раисе Михайловне в знак симпатии от автора». К сожалению, фамилия одариваемой не указана, и мы не можем проследить жизненный путь произведения вплоть до 2003 года, когда оно было приобретено в Картинную галерею Фонда поколений. В 2011 году гравюра вошла в состав собрания Государственного художественного музея.

Небольшое по размеру (13х22 см) изображение благодаря удачно найденной композиции вмещает в себя и пространство балкона-террасы и открывающуюся с него панораму зимнего леса. Разнообразие тоновых градаций синего цвета, достигнутое многократными травлениями, создает ощущение предсумеречного состояния короткого зимнего дня.

Произведение не входит в состав постоянной экспозиции музея, но активно экспонируется на временных выставках: «Графика советского периода в собрании Художественной галереи Фонда поколений» (декабрь 2005-январь 2006 г.), «Зимние грезы» (2014 г.), «Русское искусство XVIII-ХХ в.» (2016 г.).

В числе других произведений графики работа представлена в музейных каталогах и альбомах, а также иллюстрирует раздел, посвященный технике акватинты, в книге Т.В. Ильиной «Изобразительное искусство: От техники к образу».

Киселёва А.А., зав. научно-фондовым отделом,
Белова А.А., старший научный сотрудник отдела по научно-методической и аналитической деятельности

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах