Выставка «Геннадий Райшев: Графика. Избранное»
Ср 2 марта
Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева
2 марта в Галерее-мастерской Г. С. Райшева начинает работу выставка «Геннадий Райшев: Графика. Избранное».
Эта экспозиция возобновляет свою работу в зале графики, где традиционно можно видеть одну из ярких граней творчества известного мастера. С графикой связаны многие поиски и открытия художника-исследователя, обращение к сущностным первоосновам жизни, к Природе, месту бытия. «Я постигаю природу. Перевожу ее на язык графики, живописи – ритма, цвета. Предмет диктует движение, движение есть гармония», – говорит художник, утверждая целостное восприятие мира.
В составе экспозиции произведения Райшева 1960-80-х годов, ставшие уже классикой современного искусства. Зрители могут познакомиться не только с известными произведениями Мастера, но и с разными техниками графики – линогравюрой черно-белой и цветной, офортом, монотипией, в каждой из которых художник достигает неповторимого авторского звучания.
Раздел конца 1960-х-начала 70-х годов представляет графику в технике черно-белой линогравюры, характерной для того времени. В этот период формируются основные идеи и мотивы творчества, представленные программными работами «Трель дятла» (1968), «Лес», «Старый глухарь», «Земля предков», серия «Мужички салымские» (1972). Развернутое пространство по горизонтали и вертикали изображения – один из главных принципов построений Г. С. Райшева – найдет свое воплощение именно в этих работах. Так же, как и ставший привычным для нас «райшевский» знаковый характер изобразительности. «В линогравюре я понял силу и выразительность плоскости», – признавался художник.
Ко второй половине 1970-х относятся авторские эксперименты в области цветной линогравюры с нанесением разных цветов на одну печатную форму. Серии этих работ открыли для Райшева поиски по взаимообогащению возможностей живописи и графики, о чем он напишет в своей статье «О границе между живописью и графикой»; затем эти поиски будут продолжены в живописи. В известных сериях «Глухарь над бором», «Поездка к священному острову», «Шайтан летний» и других богатейшая география Западной Сибири предстает осязаемо-чувственно, какой знают ее охотники и рыбаки коренных народов, и вместе с тем это универсальная модель природы, воссозданная художником-философом.
В 1980-е годы Райшев создает неповторимые по технике и образному строю офорты. В этой сложной технике выполнены представленные на выставке серии «Пространство», «Земля. Вода. Небо», «Кукушкино лето», в которых пространственно-ритмические поиски художника получили новое художественно-философское измерение.
Экспозиция графики связана с реализацией задачи, которую ставил Г. С. Райшев, собирая в монографический музей коллекции своих произведений и передав многие из них в дар: «Я привез сюда свои работы, чтобы показать путь художника». Вместе с тем, это уникальная площадка для эстетического воспитания, она давно стала местом притяжения югорчан, включая детей. Помимо образцов разных видов печатной графики в зале присутствуют атрибуты графической мастерской с рабочим столом-верстаком, инструментарием художника. Здесь проходили многочисленные мероприятия и творческие встречи при участии Г. С. Райшева, проводились мастер-классы по изготовлению линогравюр, практика которых продолжается. А в целом – это начальное связующее звено для всего комплекса экспозиций Галереи-мастерской и восприятия удивительных «райшевских» образов, глубокими корнями связанных с культурным ландшафтом Югры.
Наталья Федорова,
куратор выставки
Информационная продукция 6+