20.03.2023

ГХМ участвует в крупном межмузейном проекте страны!

150 экспонатов из 28 музеев и частных коллекций представлены в столице на выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым». Картины приехали из разных уголков России. В их числе и работа К. Петрова-Водкина «Автопортрет с женой и дочерью» из фондов ГХМ Ханты-Мансийска.

Выставка знакомит зрителей с художественным наследием одного из крупнейших педагогов-новаторов первой половины XX века Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина и творчеством его талантливой ученицы Марии Владимировны Ломакиной.

Проект подготовила Российская государственная художественная галерея (Российская галерея искусств) – новый федеральный музей изобразительного искусства, который только строится в Севастополе.

Картины двух мастеров привезли со всей страны, в том числе из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Дома-музея Максимилиана Волошина. В выставке участвуют музеи Пскова, Севастополя,Симферополя, Астрахани, Белгорода, Вологды, Вятки, Кирова, Москвы, Перми, Саратова, Тулы и частные галереи.

«Российская галерея искусств, здание которой по проекту Вольфа Прикса строится сейчас в Севастополе, ежегодно в рамках традиционных дней Крымской весны представляет в Москве большой межмузейный проект. В прошлом году мы подготовили выставку к 150-летию Константина Богаевского в Государственном Историческом музее и, можно сказать, фактически вернули публике имя незаслуженно забытого живописца. Продолжая эту традицию, в нынешнем году, который объявлен Годом педагога и наставника, галерея решила представить работы Кузьмы Петрова-Водкина и его одной из самых одаренных учениц, уроженки Крыма, Марии Ломакиной. Сравнивать и сопоставлять их взгляды на исторические события, природу и жизнь Крыма очень интересно», - рассказал директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств Виталий Зотов.

Выбор этих мастеров не случаен. Встреча Петрова-Водкина и Ломакиной состоялась ровно сто лет назад в 1923 году в Петрограде. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был одним из ключевых педагогов советского художественного образования. После революции он занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, разрабатывал новую программу обучения живописи, читал лекции, вел свою мастерскую. А Ломакина, освоив его методы, создала собственный живописный язык.

«Школа Кузьмы Петрова-Водкина в 1920-1930-е годы была одной из самых многочисленных, - поясняет куратор выставки Татьяна Нечаева. - Сам мастер отличался не только своим художественным видением, но и своим подходом к обучению. Он никогда не довлел над своими учениками, в отличие от Малевича или Филонова, требовавших неукоснительного следования их стилю. У Кузьмы Сергеевича все проходили одинаковое обучение – выполняли растяжку цвета, писали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбирал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то становился театральным художником».

Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на 2 части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной.

Экспозицию дополняют документы, фото и материалы из архивов наследников художников.

На открытии побывали дочь Марии Ломакиной и внучка К. С. Петрова-Водкина.

Выставка будет работать в Музее Москвы до 13 июня.

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах