26.05.2022

Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

В экспозиции Государственного художественного музея есть раздел художественной резной кости холмогорских и тобольских мастеров. Особенно актуально рассказать об этом уникальном и древнем промысле в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

В коллекции музея есть много интересных экспонатов, одному из которых в этом году исполнилось 30 лет. Это бивень мамонта, украшенный сюжетной гравировкой «Медведи и моржи» (1992 г.), автором которой является лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, тобольский художник-косторез Геннадий Георгиевич Кривошеин (1935-1993).

Геннадий Кривошеин в своих произведениях, как никто, умел передать значительность персонажей, отточенную пластику и ритм их движений и, одновременно, показать красоту используемого материала. В каждой работе он давал волю своему чувству прекрасного, но знал, где надо остановиться, знал меру и достигал совершенства. Такой подход мы видим и в оформлении бивня. Материал диктовал приемы: мощь формы, ее округлость подчеркнута винтообразными «ныряющими» фигурами белых медведей, охотящихся на моржей. Фрагменты корочки бивня коричневого окраса, намеренно оставленные после шлифовки, используются как живописные полутона морской воды, в пространстве которой происходит словно своеобразный ритуальный танец могучих животных.

Судьба этого мастера показательна для истории России XX века: трагедия детства, ломка семьи и высокие трудовые достижения сплелись воедино. Родился он 28 ноября 1935 года в Тюмени. После смерти матери с 1942 года жил и учился в Ивановском интернате, расположенном на территории бывшего женского монастыря близ Тобольска, где была изостудия. В 1952 году в 16 лет после семилетки Геннадий Кривошеин пришёл пешком из Абалака (в 30 км от Тобольска), где в то время заканчивал школу, на работу учеником в косторезную артель «Коопэкспорт», и какое-то время ежедневно преодолевал этот путь.

Геннадий Кривошеин принадлежал к числу самородков, отмеченных Богом, - с необычайной вдумчивостью, работоспособностью, стремительным овладением мастерством. В 1954 году он создал первую самостоятельную творческую работу «Вещий Олег», которая экспонировалась в Варшаве на выставке во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

В 1964 году Геннадий Кривошеин миниатюрами северного цикла принимает участие в первой зональной выставке «Урал социалистический». С этого же года его произведения экспонируются на всех республиканских выставках. Одиннадцать работ Кривошеина были приняты в 1965 году на вторую Республиканскую художественную выставку «Советская Россия», ставшую одним из крупнейших событий в советском изобразительном искусстве. На вернисаж в Москву пригласили и самого мастера. В этом же году Геннадия Георгиевича принимают в члены Союза художников РСФСР.

Произведения Кривошеина начинают закупать крупнейшие музеи. Это дало возможность на какое-то время уйти от изнуряющего фабричного потока. Молодой художник пытается искать новые темы, на четыре года (1965-1969 гг.) оставляет Тобольск и переезжает с семьей в село Абалак, где упорно трудится, работая мастером-надомником, изучает литературу по древним культурам и постоянно анализирует сделанное. Он был одним из немногих мастеров, выполнявших многочисленные эскизы и модели из пластилина, прежде чем приступить к работе с материалом.

В 1970 году Г. Г. Кривошеин был награждён медалью «За доблестный труд», а в 1971 - орденом Трудового Красного Знамени. Он становится лауреатом Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина и ему присваивается звание «Мастер «Золотые руки». Была у него и иностранная награда: в 1981 году за вазу из бивня, сделанную к 70-летнему юбилею Тодора Живкова, Генерального секретаря ЦК коммунистической партии Болгарии, он был награждён медалью Болгарии «За много добра работа».

 

Надежда Сухорукова,

главный хранитель музейных предметов

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах