Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
В экспозиции Государственного художественного музея есть раздел художественной резной кости холмогорских и тобольских мастеров. Особенно актуально рассказать об этом уникальном и древнем промысле в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
В коллекции музея есть много интересных экспонатов, одному из которых в этом году исполнилось 30 лет. Это бивень мамонта, украшенный сюжетной гравировкой «Медведи и моржи» (1992 г.), автором которой является лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, тобольский художник-косторез Геннадий Георгиевич Кривошеин (1935-1993).
Геннадий Кривошеин в своих произведениях, как никто, умел передать значительность персонажей, отточенную пластику и ритм их движений и, одновременно, показать красоту используемого материала. В каждой работе он давал волю своему чувству прекрасного, но знал, где надо остановиться, знал меру и достигал совершенства. Такой подход мы видим и в оформлении бивня. Материал диктовал приемы: мощь формы, ее округлость подчеркнута винтообразными «ныряющими» фигурами белых медведей, охотящихся на моржей. Фрагменты корочки бивня коричневого окраса, намеренно оставленные после шлифовки, используются как живописные полутона морской воды, в пространстве которой происходит словно своеобразный ритуальный танец могучих животных.
Судьба этого мастера показательна для истории России XX века: трагедия детства, ломка семьи и высокие трудовые достижения сплелись воедино. Родился он 28 ноября 1935 года в Тюмени. После смерти матери с 1942 года жил и учился в Ивановском интернате, расположенном на территории бывшего женского монастыря близ Тобольска, где была изостудия. В 1952 году в 16 лет после семилетки Геннадий Кривошеин пришёл пешком из Абалака (в 30 км от Тобольска), где в то время заканчивал школу, на работу учеником в косторезную артель «Коопэкспорт», и какое-то время ежедневно преодолевал этот путь.
Геннадий Кривошеин принадлежал к числу самородков, отмеченных Богом, - с необычайной вдумчивостью, работоспособностью, стремительным овладением мастерством. В 1954 году он создал первую самостоятельную творческую работу «Вещий Олег», которая экспонировалась в Варшаве на выставке во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
В 1964 году Геннадий Кривошеин миниатюрами северного цикла принимает участие в первой зональной выставке «Урал социалистический». С этого же года его произведения экспонируются на всех республиканских выставках. Одиннадцать работ Кривошеина были приняты в 1965 году на вторую Республиканскую художественную выставку «Советская Россия», ставшую одним из крупнейших событий в советском изобразительном искусстве. На вернисаж в Москву пригласили и самого мастера. В этом же году Геннадия Георгиевича принимают в члены Союза художников РСФСР.
Произведения Кривошеина начинают закупать крупнейшие музеи. Это дало возможность на какое-то время уйти от изнуряющего фабричного потока. Молодой художник пытается искать новые темы, на четыре года (1965-1969 гг.) оставляет Тобольск и переезжает с семьей в село Абалак, где упорно трудится, работая мастером-надомником, изучает литературу по древним культурам и постоянно анализирует сделанное. Он был одним из немногих мастеров, выполнявших многочисленные эскизы и модели из пластилина, прежде чем приступить к работе с материалом.
В 1970 году Г. Г. Кривошеин был награждён медалью «За доблестный труд», а в 1971 - орденом Трудового Красного Знамени. Он становится лауреатом Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина и ему присваивается звание «Мастер «Золотые руки». Была у него и иностранная награда: в 1981 году за вазу из бивня, сделанную к 70-летнему юбилею Тодора Живкова, Генерального секретаря ЦК коммунистической партии Болгарии, он был награждён медалью Болгарии «За много добра работа».
Надежда Сухорукова,
главный хранитель музейных предметов