«Урок в музее»

Музейно-образовательная программа «Урок в музее» направлена на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных на школьных уроках. Темы музейных занятий могут дополнить учебную программу по предметам «Изобразительное искусство», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «История», «Мировая художественная культура», «Литература», «Русский язык», «Физика».

Занятия включают экскурсию или вводную беседу и практическую часть, предполагающую групповую и индивидуальную работу – изодеятельность, решение кроссвордов, прохождение квестов, анализ произведений искусства. Предложенные темы могут быть адаптированы для определенного возраста, а также дополнены новыми материалами по запросу педагогов-предметников.

Целью программы «Урок в музее» является создание единой системы педагогического и культурологического воздействия на детей и подростков средствами музейной педагогики.

Задачи программы:
          - формирование у детей и подростков ключевых компетенций – общекультурной и коммуникативной – в музейной среде;
          - закрепление знаний, полученных в рамках школьной программы;
          - системное вовлечение детей и подростков в культурно-образовательную деятельность музеев;
          - системное взаимодействие с образовательными учреждениями;
          - мотивация детей и подростков к посещению музея.

Содержание программы:

Предмет «Изобразительное искусство»
(1-7 класс)

          «В мастерской художника»
          Занятие знакомит с основными этапами создания картины, включает демонстрацию художественных материалов (мольберт, холст, подрамник, краски, кисти) и просмотр образовательного фильма «Как создается картина». Практическая часть – рисование понравившейся картины из экспозиции музея.

          «Природа и художник»
          Занятие знакомит с пейзажем как жанром изобразительного искусства, с особенностями лирического, эпического пейзажей, пейзажа-настроения, марины. Занятие развивает способности восприятия пейзажного образа и эмоционального восприятия цвета. Практическая часть – рисование пейзажа.

          «Портрет с характером»
          Занятие знакомит с портретным жанром, с разновидностями портрета и его ролью в формировании интереса к человеку, к миру его чувств. Практическая часть - рисование портрета.

          «Натюрморт – маленькие истории большого мира»
          На занятии рассматриваются особенности натюрмортного жанра, художественные средства выражения красоты предметного мира. Практическая часть – решение кроссворда и создание тематических натюрмортов из различных предметов.


Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики»
(4 класс, модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур»)

          «Образы русской иконы»
          Занятие знакомит с технологией создания иконы, с основными религиозными сюжетами и иконографией святых. Практическая часть – игра-квест по экспозиции древнерусского искусства.


Предметы «Искусство», «Мировая художественная культура»
(7-11 классы)

          «Виды изобразительного искусства. Живопись»
          Занятие знакомит с видами живописи (монументальная, станковая, миниатюрная), с живописными техниками (масло, темпера) и выразительными средствами (колорит, фактура). Практическая часть – квест по теме занятия.

          «Образы русской иконы»
          Занятие знакомит с технологией создания иконы, с основными религиозными сюжетами и иконографией святых. Практическая часть – игра-квест по экспозиции древнерусского искусства.

          «Русский портрет XVIII века»
          На занятии освещается история формирования портретного жанра в России, изучаются виды портрета (парадный, камерный), особенности русского портрета XVIII столетия. Практическая часть – анализ графического или живописного портрета по выбору.


Предмет «Русский язык»
(7-11 классы)

          «Литературные этюды. Говорим и пишем о картинах»
          На занятии учащиеся определяют настроение картин и узнают, как оно создается при помощи основных выразительных средств живописи (колорит, композиция, фактура письма). Практическая часть – мини-сочинение о картине.


Предмет «История»
(7-9 классы)

          «Роль личности в развитии и становлении образования в России»
          На занятии, знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся узнают об этапах становления государственного образования в России, и повлиявших на его развитие исторических личностях. Зрительный ряд: портреты российских императоров из фондов музея - Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I. Практическая часть – рисование личного вензеля.


Предмет «Физика»
(10 класс)

          «Физика в искусстве»
          Учащиеся узнают, как физика приходит на помощь музейным реставраторам, знакомятся с физическими методами исследования живописи. Практическая часть – рассмотрение икон в свете ультрафиолетовой лампы.


Условия реализации программы:
          - Программа адресована детям младшего, среднего и старшего школьного возраста, целевой аудиторией являются организованные группы детей в возрасте от 7 до 17 лет.
          - Возможна оплата по Пушкинской карте.
          - Занятия проводятся по предварительной записи.
          - Запись и консультации по телефону: 33-57-78, отдел музейной педагогики и работы с посетителями

Место проведения: ул. Мира, 2, Государственный художественный музей


Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах