Вологодская икона «Страшный суд» в собрании Государственного художественного музея

В коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представлен ряд вологодских икон конца XVII – начала XVIII веков, поступивших в 1990-х годах в коллекцию Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа, правопреемником которой стал Государственный художественный музей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Своеобразным политическим и духовным памфлетом приверженцев старообрядчества в этом ряду является икона значительных размеров (189 х140 см) «Страшный суд», написанная в переломное для России время конца XVII – начала XVIII века. Икона словно излучает апокалиптическое напряжение, ведь в тридцатитрехлетний промежуток с 1666 по 1699 годы старообрядцы особенно остро ожидали конца света – заключительного момента мировой истории, предшествующего обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом. В иконе логически выстроен сюжет этого драматического действа, в котором соединились время (от сотворения и до конца света); пространство (нижний, средний и верхний миры), стихии (огонь, вода, воздух, земля).

При этом подчеркнута христоцентричность будущего мира. В центре композиции дважды повторено изображение Христа в сиянии. В верхней части – это Царь Славы, восседающий в раю на престоле из огненных херувимов. Его пришествие в мир как высшего судии после получения благословления от Бога Саваофа изображено ниже, и здесь ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий на Страшном суде. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле, прародители рода человеческого – как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. По сторонам центральной группы среди сонма ангелов сидят апостолы с раскрытыми книгами. Пространство райского вневременного инобытия отделено от основного действа облачной грядой, выстроенной четкими сегментами.

Ангелы справа держат сферы света с единственно правильным, написанием имени Христа как «Исус» в аббревиатуре «IС. ХС.» (что является для старообрядцев древней и исконно славянской формой произношения имени Спасителя).

В иконе четко обозначены старообрядческие двоеперстие и восьмиконечный крест, что являлось одним из существенных разногласий с официальной церковью. Бог Саваоф благословляет Христа двоеперстием в композиции «Шествие Сына Человеческого к Ветхому Деньми». Двоеперстие есть и в образе Царя Славы и во время пришествия Иисуса Христа. Старообрядческий восьмиконечный крест держит в руках Иисус в Небесном Иерусалиме и он вновь повторен в композиции «Этимасия» (престол уготованный) над раскрытой книгой Бытия.

Из облака от престола исходит большая кисть руки, что означает «праведные души в руце Божией», ниже изображены весы – «мера дел человеческих», по сторонам от которых стоят ангел и крылатое черное существо с острой головой (бес) – означающие борьбу за душу человека.

Художественный текст иконы нужно прочитывать изнутри иконы. В левой верхней части внутреннего пространства иконы изображена победа над бесами, которых Архангел Михаил, сбрасывает вниз с помощью вил в самую бездну в «геенну огненную» красного цвета, в центре которой находится сидящее чёрное крылатое существо с острой головой (сатана), на коленях у которого сидит красный человек (Иуда Искариот).

Змей, поднимающийся из огненной пасти адского зверя к ногам праотца Адама иллюстрирует Книгу Бытия (3:15): «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». На змея нанизаны кольца – символы мытарств – их проходит человеческая душа, прежде чем попадает в Царство Небесное. Явный живописный эффект вращения колец словно вспенивает воды и взрыхляет твердь, и извлекает на Суд человеческие души, изображенные в виде «босховских» нагих человечков.

Свидетелем и предсказателем Страшного Суда является коленопреклоненный юноша с сияющим вымпелом в руках – пророк Даниил, изображенный в круге, омываемом морем. Ему была открыта перспектива мировой истории как череды земных царств, на смену которым должно придти вечное Небесное Царство (Дан. 10-12). У ног Даниила в виде диковинных зверей, вышедших из моря, изображены «погибельные царства» – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Второе пришествие Христа описано в видении как шествие Сына Человеческого к Ветхому Деньми, после Суда останется неразрушимое и вечное царство святых, в котором будет править Христос (это царство в седьмой главе Даниила упоминается трижды – в стихах 14, 18 и 27).

Над сюжетом с пророчеством изображены воскресшие народы, идущие на Суд за Моисеем. Народы обозначены пояснительными надписями: жиды, литва, казылбаши, русь. При этом обращают на себя внимание персонажи в центре, облаченные в европейские костюмы петровского времени.

В правой нижней части сюжета изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников. Они движутся к сияющим воротам Эдема, охраняемым херувимом (Быт. 3:24). Их ведет апостол Петр с ключом. За воротами изображена Троица, символизирующая Лоно Авраамово. Этот мотив вносит в содержание иконы предопределённость воцарения Христа. К Троице путь также непростой, а через четыре высоких ступени.

Между геенной и процессией ветхозаветных праведников изображен прикованный к столбу милостивый блудник, который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного». Рядом с ним изображен ангел, указывающий на врата рая. В четырнадцати клеймах в нижней части иконы изображены устрашающие наказания за грехи.

Поле иконы содержит многочисленные надписи, что также характерно для старообрядцев. В XVII в. в Неделю мясопустную в Москве, Новгороде, Вологде устраивались крестные ходы и действа с иконой, в которой участвовали патриарх и государь. Кончалось действо тем, что патриарх или митрополит отирал губкою образ Страшного суда, осенял крестом и кропил святой водой государя и всех присутствующих. Возможно, данная икона также участвовала в подобном действе с омыванием, вследствие чего оказались стертыми многие надписи.

Удивительная ясность и художественная выразительность иконы могла послужить основой для последующих северных иконописных примитивов.

Надежда Сухорукова


Литература:
  • 1. Иванов М.С. Второе пришествие. – Православная энциклопедия. т. IX. М., 2005.
  • 2. Русское искусство в собрании Регионального государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа. [Альбом]. Под ред. Ю.Г. Боброва. Авторы текста Ю.Г. Бобров, Н.В. Мальцев, Е.В. Нестерова. – СПб: Китеж, 1999.
  • 3. Художественное собрание фонда поколений Ханты- Мансийского автономного округа. – СПб.: Методологический консультационный центр, 2000.
  • 4. Нестерова Е. Русская галерея. №1/2001.М.: Офсет Принт М. С. 97 (илл). Русская икона XV – XX веков из художественного собрания Фонда поколений Ханты – Мансийского автономного округа: каталог. – СПБ.: Методологический консультационный центр, 2002.
  • 5. Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1-2, 2011 г.


Иллюстрация:
  • Икона «Страшный суд». Конец XVII в. – начало XVIII в. Дерево, темпера. 189х140х3,7 см. Государственный художественный музей Югры.

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах